Как не заплатить лишних налогов при сдаче квартиры в аренду

Рост цен на жилье и его аренду заметно прибавили популярности частным инвестициям в недвижимость. Все чаще инвесторы покупают квартиры с привлечением ипотечных кредитов и сдают их в аренду, а схема, когда проценты по кредиту выплачиваются из арендной платы, становится все более распространенной. Но, вкладывая деньги в недвижимость, частный инвестор редко задумывается о налогообложении. И напрасно, потому что невнимание к налоговым органам чревато большими неприятностями, включая уголовную ответственность. Однако налоговые отчисления можно уменьшить, причем вполне законно. Надо только знать, как это сделать.

Рост цен на жилье и его аренду заметно прибавили популярности частным инвестициям в недвижимость. Все чаще инвесторы покупают квартиры с привлечением ипотечных кредитов и сдают их в аренду, а схема, когда проценты по кредиту выплачиваются из арендной платы, становится все более распространенной. Но, вкладывая деньги в недвижимость, частный инвестор редко задумывается о налогообложении. И напрасно, потому что невнимание к налоговым органам чревато большими неприятностями, включая уголовную ответственность. Однако налоговые отчисления можно уменьшить, причем вполне законно. Надо только знать, как это сделать.

Михаил АЛЕКСАНДРОВ

Какие же именно налоги должно уплачивать физическое лицо при сдаче квартиры в наем? Если в наем сдается только одна квартира, то достаточно будет ежегодного декларирования доходов и уплаты 13-процентного налога на доходы физических лиц (НДФЛ). При этом необходимо отметить, что налоговая инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие наличие источника дохода, - соответствующий договор с нанимателем и, возможно, выписку со счета, на который поступают арендные платежи (или акты приема-передачи денежных средств, если оплата осуществляется наличными). В налоговую декларацию должны включаться все доходы, полученные налогоплательщиком в истекшем году, независимо от того, был ли удержан налог при выплате таких доходов или его еще предстоит уплатить.

Если, например, помимо сдачи квартиры в аренду налогоплательщик получает доход в виде заработной платы, то сумму и источник такого дохода также необходимо будет указать в декларации, несмотря на то что налог в отношении данного дохода был удержан работодателем и повторно его уплачивать не придется. То же касается и остальных видов доходов. Представление декларации не потребуется только в том случае, если имущество сдается в аренду юридическому лицу и соответствующая сумма налога уже была удержана и перечислена в бюджет при выплате арендных платежей.

Декларация должна быть представлена не позднее 30 апреля, а сумма налога, исчисленного на основании поданной налоговой декларации, должна быть уплачена не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть, например, декларация о доходах, полученных в 2006 году, должна быть подана не позднее 30 апреля 2007 года, а налог уплачен не позднее 15 июля 2007 года.

Однако достаточно ли будет одной лишь налоговой декларации в том случае, если в аренду сдается не одна квартира, а несколько? В 2003 году налоговая служба посчитала, что деятельность по сдаче в аренду собственного недвижимого имущества является предпринимательской, так как отвечает критериям, изложенным в статье 2 Гражданского кодекса РФ: это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение дохода от использования имущества. Как следствие, такие операции должны вести только лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей. Цели налоговой инспекции были достаточно просты - в отличие от физических лиц деятельность индивидуальных предпринимателей дополнительно облагается налогом на добавленную стоимость (НДС).

Точку в споре с налоговыми органами поставил Верховный суд, указавший в своем постановлении N 23 от 18 ноября 2004 года на то, что деятельность граждан, связанная со сдачей в аренду одной временно свободной квартиры (или иного помещения), не может быть признана предпринимательской. Однако позиция, изложенная в указанном постановлении, позволяет сделать и еще один вывод - если физическое лицо сдает две или более квартиры, или одно помещение, но нежилое (например, офис), и такие помещения приобретались именно с целью сдачи их в аренду, а не в целях личного использования, то такая деятельность является предпринимательской.

Таким образом, сдача в аренду двух или большего количества жилых помещений или сдача в аренду нежилого имущества будет являться предпринимательской деятельностью при условии, что помещения приобретались с целью последующей сдачи в аренду.

Этот вывод имеет два важных следствия. Во-первых, в отношении полученных доходов должен быть исчислен и уплачен НДС, во-вторых, физическое лицо должно быть в установленном порядке зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. На это стоит обратить особое внимание, так как осуществление предпринимательской деятельности без регистрации может привести к уголовной ответственности - статья 171 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за незаконное предпринимательство, если в результате осуществления предпринимательской деятельности без регистрации был получен доход, превышающий 250 тыс. руб.

Что же необходимо сделать для того, чтобы, не нарушая налогового, и тем более уголовного, законодательства, осуществлять сдачу в аренду одновременно нескольких объектов недвижимости? Первым шагом будет являться регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Это достаточно просто - регистрация отнимет несколько часов вашего времени и по срокам не превысит 10 дней.

Одновременно необходимо задуматься о том, какой режим налогообложения лучше всего применять. Сдача в аренду недвижимости индивидуальным предпринимателем приведет, как уже упоминалось, к возникновению дополнительной налоговой нагрузки в виде необходимости уплаты НДС по ставке 18%. Таким образом, совокупное налогообложение составит 31% (13% НДФЛ + 18% НДС). Есть ли способ уменьшить налоговые отчисления?

Такой способ, являющийся абсолютно законным, имеется. Действующим налоговым законодательством предусмотрен специальный налоговый режим, называющийся "упрощенной системой налогообложения" (УСН).

Применение данной системы заменяет уплату НДС, НДФЛ и ЕСН уплатой единого налога. Ставка такого налога может составлять 6% или 15%. Ставка выбирается налогоплательщиком самостоятельно при переходе на УСН и в дальнейшем не может быть изменена. Ставка в размере 6% применяется в отношении валового дохода без учета расходов. Ставка в размере 15% применяется в отношении прибыли (доходы за вычетом произведенных расходов). Так как сама по себе деятельность по сдаче имущества в аренду не влечет больших затрат, то можно рекомендовать в данном случае применение ставки налога в 6% от размера всего полученного дохода.

Необходимо помнить и об ограничениях, которые налагает УСН - сумма совокупного годового дохода не должна превышать 20 млн. руб. А стоимость имущества, сдаваемого в аренду, - 100 млн. руб.

Автор - заместитель директора департамента налогов и права ИБГ "Русский инвестиционный клуб".

Налоговики требуют документы, а их нет?

Что делать, если ФНС запросила бумаги, которых у вас нет?

Отвечает эксперт и налоговый консультант Дмитрий Ряховский.

СМОТРЕТЬ ➣

Комментарии

1
  • Над. К
    Аноним, что правда? Что не надо платить налогов, если получаешь доходы? Это точно неправда ))

    Цитата:
    "что помимо всех прочих вышеобозначенных налогов ИП должен каждый год платить фиксированный платеж в ПФР и ФОМС "

    При УСН 6% эти взносы уменьшают налог. И таким образом может получиться, что платится не больше, чем 6% от полученного дохода.



Похожие материалы

Мы меняем правила игры! Подписка Клерк.Премиум на год теперь доступна каждому бухгалтеру

Мы знаем, что доступ к самой свежей информации, актуальным шаблонам, понятным разборам новых законопроектов и помощи экспертов — для бухгалтера необходимость, а не роскошь. Именно поэтому мы снизили цену на годовую подписку до 6 000 рублей. Это самая честная цена на рынке — без лишних сервисов и накруток.

НДС на УСН

Освобождаются ли строительные организации на УСН от НДС

С 1 апреля вступают в силу поправки к ст. 149 НК, установленные законом от 08.08.2024 № 283-ФЗ. По ним от НДС освобождаются работы по договорам строительного подряда, заключенным с физическими лицами на ИЖС.

Освобождаются ли строительные организации на УСН от НДС

Новак поручил не допускать нерыночный темп повышения цен на товары в регионах

Зампредседателя Правительства Александр Новак провел заседание подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики.

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Несдача отчетности в Росстат, мартовское уведомление по ЕНП и новый ФСБУ 28/2023

Мы регулярно готовим материалы об изменениях и рассказываем о них простым языком, чтобы бухгалтеры могли сразу применять новые правила на практике. Рассказываем, какой полезный контент вышел на этой неделе.

Несдача отчетности в Росстат, мартовское уведомление по ЕНП и новый ФСБУ 28/2023

Новый закон решил вопрос невозможности использования земель в новых и приграничных регионах РФ

20 марта Владимир Путин подписал закон, устанавливающий особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной муниципальной собственности, а также изменения в корпоративное законодательство.

НДФЛ

Для повышенных районных коэффициентов не действует отдельная шкала НДФЛ

По двухступенчатой шкале НДФЛ облагаются только те районные коэффициенты и процентные надбавки к зарплате, которые предусмотрены законом и только в том размере, который прописан в законе.

Pawlenkovita
НДС

Здравтсвуйте.Подскажите, если в 2024 г ООО на УСН приобрело ноутбук стоимостью 47999р, в т.ч. НДС 7999,83. Как принять к учету? Это ОС или МЦТ?Какие проводки должны быть?

Эксперт:

Сергей Верещагин

Сергей Верещагин
Эксперт

Добрый день!

Примите его к учету как инвентарь:

Д10 К60 - 40 000 руб.

Д19 К60 - 7999 руб.

Д68.02 К19 - 7999 руб.

Стоимость ноута спишите на расходы:...

Читать полностью

Продажа товаров на маркетплейсах: счета, бухгалтерские проводки, отчеты

Рассказываем, как вести учет торговых операций продавцам на маркетплейсах, какими проводками оформлять, и нужно ли им сдавать специальную отчетность по таким операциям.

Продажа товаров на маркетплейсах: счета, бухгалтерские проводки, отчеты

Как срочно сделать скан документа с подписью и печатью, если нет принтера

«Ну ты ж с ноутом, скинь скан клиенту, он ждёт» -- а бухгалтер скрипит зубами и проклинает себя, что не выключил мобилу в первые минуты отпуска. Есть старый способ сделать скан без принтера. Он поможет и фрилансеру, когда заказчик хочет срочно видеть скан подписанного документа, но еще не дозрел до полноценного ЭДО и работает по-старинке.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
3

Какие ошибки чаще всего допускают в годовой бухгалтерской отчетности: чек-лист для бухгалтера

Достоверность и полнота — главные требования к годовой бухгалтерской отчетности. Если они не соблюдены и отчетность заполнена некорректно, получить из нее информацию о реальном финансовом положении и результатах деятельности компании невозможно. Разберу некоторые ошибки, которые часто допускаются при подготовке и сдаче годовой бухотчетности.

Какие ошибки чаще всего допускают в годовой бухгалтерской отчетности: чек-лист для бухгалтера

Обзор: Взносы по адвокатам-инвалидам, взлом налоговиками аккаунтов в соц.сетях, НДС по мытому чесноку

Анализ отдельных налоговых событий.

⚡ Центробанк третий раз подряд сохранил ключевую ставку 21%

Ключевая ставка ЦБ останется без изменений, несмотря на высокую инфляцию.

Бухгалтерский учет

Восстановление учета: как выбрать надежного партнера и не допустить новых ошибок

Интервью с генеральным директором компании КУБ2Б Булатом Вагизовым.

Восстановление учета: как выбрать надежного партнера и не допустить новых ошибок

Как отразить продажу юридическим лицам через Ozon

Недавно Ozon добавил возможность продажи товарам юридическим лицам. Разбираемся, с помощью каких документов отразить такие операции.

Как отразить продажу юридическим лицам через Ozon
Пенсии

Соцфонд получил новые полномочия по пенсиям

20 марта Президент подписал закон, направленный на оптимизацию межведомственного взаимодействия при установлении пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии.

Что поменяют в налогах, а что точно менять не будут: обзор будущих поправок в НК

Могут изменить нормы НК по НДФЛ с районного коэффициента и ценных бумаг, по матвыгоде с долей в уставном капитале, порядок расчета туристического налога.

Что поменяют в налогах, а что точно менять не будут: обзор будущих поправок в НК
Госзакупки

Топ-10 тендерных ошибок опытных предпринимателей

Ошибки в тендерах приводят к серьезным последствиям — отклонению заявки, потере контракта, включению в РНП, разбирательствам в ФАС. Промахи бывают не только у «зеленых» участников, но и у «бывалых» предпринимателей. Собрали 10 интересных тендерных ошибок, которые они совершают.

Топ-10 тендерных ошибок опытных предпринимателей
ПСН

Когда при ПСН будет налог по ОСНО: пять причин

Если ИП не совмещает патент с упрощенкой или ЕСХН, то при утрате права на ПСН, а также в ряде других случаев, он обязан пересчитать налоги по ОСНО.

Три самых популярных вопроса на Клерк.Консультациях

Сервис Клерк.Консультации дает возможность не только задавать любые вопросы нашим экспертам, но и пользоваться базой из 20 тыс. готовых решений. Выбрали три самых частых вопроса с подробными разборами ситуаций и рекомендациями специалистов «Клерка».

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Налоговый учет

Какие льготы для бизнеса есть в 2025 году

В 2025 году появились новые льготы для бизнеса по налогам и взносам, меры поддержки от государства. Объяснили, кто имеет право на помощь и как ей воспользоваться.

Какие льготы для бизнеса есть в 2025 году

Интересные материалы

Бухгалтеры

О чем ностальгируют бухгалтеры: очереди в налоговой и ПФР, дискеты, отчеты на бумаге

Коллеги, сегодня пятница, давайте немного отвлечемся немного от нашей сегодняшней работы и вспомним, как работали раньше. Какой профессия бухгалтера была лет десять-пятнадцать назад? Раньше было проще или сложнее? Цифровые решения принесли бухгалтерам облегчение или отчитываться на бумаге и дискетах было легче?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру