Лебедева М.А.
В соответствии с Письмом Минфина России от 27.05.2005 N 03-03-01-04/4/67 "Замена в компьютере любой детали может привести к изменению эксплуатационных характеристик компьютера. При разграничении модернизации и ремонта компьютера определяющее значение имеет не то, как изменились его эксплуатационные характеристики, а тот факт, что сохраняется работоспособность инвентарного объекта, не изменившего выполнение своих функций в целом.
...расходы при замене вышедших из строя элементов компьютерной техники относятся к расходам на ремонт основных средств, учитываемым в порядке, установленном ст. 260 Кодекса".
Исходя из норм п. 2 ст. 257 НК РФ и выводов из приведенного Письма нельзя признать замену системного блока по причине поломки модернизацией компьютера и увеличивать его первоначальную стоимость, поскольку первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям. К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Таким образом, замену по причинам поломки частей компьютера необходимо признать ремонтом (ст. ст. 260, 324 НК РФ), а организация должна правильно оформить документы (например, дефектный акт).
Если заменяемый новый системный блок приходуется как деталь для ремонта, то необходимость определения срока полезного действия отсутствует. Системный блок устанавливается с сохранением за ним ранее присвоенного инвентарного номера и передается материально ответственному лицу, за которым закреплен компьютер.
При отражении ремонта первоначальная стоимость компьютера не меняется. В бухгалтерском и налоговом учете можно отразить 100%-ное единовременное списание нового системного блока.
В налоговом учете расходы на ремонт признаются согласно ст. ст. 260, 324 НК РФ независимо от его стоимости, несмотря на то, что стоимость заменяемой части превышает 10 000 руб.
Далее необходимо оприходовать на склад системный блок по остаточной стоимости для возможного использования в дальнейшем в качестве комплектующей единицы.
По нашему мнению, при возврате старого (замененного) системного блока на склад можно руководствоваться п. 112 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, которым установлено следующее. Возврат подразделениями организации на склад неиспользованных материалов оформляется накладными или лимитно-заборными картами. Сданные на склад материалы приходуются по нему с одновременным списанием с подотчета подразделения организации. Если эти материалы были списаны в производство, их стоимость относится на уменьшение соответствующих затрат.
В налоговом учете при снятии и оприходовании старого системного блока возникает доход, предусмотренный п. 13 ст. 250 НК РФ, в сумме рыночной стоимости снятого монитора, и расход, предусмотренный подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, в сумме недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации. Стоимость старого системного блока в налоговом учете определяется как сумма налога на прибыль, исчисленная с дохода, предусмотренного п. 13 ст. 250 НК РФ (абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ).
В дальнейшем, если старый системный блок будет использован при создании еще одного компьютерного комплекса или заменит вышедший из строя другой системный блок, в налоговом учете его стоимость будет определяться в порядке, установленном абзацем вторым п. 2 ст. 254 НК РФ (как сумма налога на прибыль, исчисленная с внереализационного дохода, отраженного при оприходовании системного блока по рыночной стоимости).
Соответственно, возникнет разница между оценками основного средства суммы в бухгалтерском и налоговом учете, которую следует учитывать в соответствии с положениями ПБУ 18/02. Тоже самое - и в отношении начисляемой амортизации.
Компания может утилизировать компьютерную технику, содержащую драгоценные металлы, как самостоятельно, так и с помощью специализированной организации.
В ряде случаев самостоятельное изъятие драгоценных металлов из списываемой компьютерной техники невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т.д.), Закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Территориальные государственные инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты осуществляют контроль над соблюдением порядка учета драгоценных металлов (п. 1.1 Инструкции по осуществлению пробирного надзора, утвержденной Приказом Роскомдрагмета от 23.06.1995 N 182). В первую очередь сотрудники инспекции проверяют те предприятия, которые стоят на учете у них, то есть организации, занимающиеся реализацией ювелирных изделий, а также добычей и переработкой драгоценных металлов и драгоценных камней. Остальные организации проверяются на основании сообщений "доброжелателей" - бдительных граждан, обиженных сотрудников или компаний, непосредственно занимающихся утилизацией компьютеров.
Другим контролирующим органом является экологическая милиция, контролирующая утилизацию компьютерной техники. Сотрудники экологической милиции регулярно проводят плановые и внеплановые проверки. Под плановые проверки подпадают, как правило, организации, которые используют большое количество компьютерной техники. При этом штрафуют компании, которые не могут представить договоры, подтверждающие утилизацию техники. Внеплановые проверки проводятся по сообщениям все тех же "доброжелателей".
Автор - руководитель отдела общего аудита и консалтинга
Начать дискуссию