Материал опубликован на сайте Audit-it.ru/
Из года в год каждый квартал бухгалтера заполняют формы бухгалтерской отчетности. Но в России мы вынуждены в первую очередь обращать внимание на правильность исчисления налогов и заполнения налоговых деклараций. Даже если допущена ошибка – бухгалтерская отчетность не исправляется. Формируется представление о том, что это некая второсортная отчетность, за подтверждение правильности, которой еще и нужно достаточно дорого платить аудиторам.
Копельман Галина Ивановна
И вот один прекрасный (или не очень) день руководство сообщает бухгалтеру, что недостаточно формировать бухгалтерскую отчетность по российским стандартам (РСБУ). Компания переходит на составление бухгалтерской (финансовой ) отчетности по международным стандартам (МСФО)!
Что предпринять? Консультанты и аудиторы, приглашенные со стороны, проблему решают, но временно. Потому что они приходят и уходят, а бухгалтер компании должен отвечать на их вопросы, тем или иным способом вести учет, позволяющий формировать отчетность по международным стандартам.
Трудный путь формирования такой отчетности, на котором нужно выбрать и методологию учета, и способы формирования отчетности, и альтернативные варианты учета активов и обязательств, которые предоставляют МСФО, начинается с первого шага.
С самого начала очень важно просто представить, что в международном учете не достаточно механически заполнить бланк отчетности.
В международных стандартах нет правил и норм формирования отчетности. Декларируются принципы. Идеология МСФО – экономическая целесообразность, экономическая выгода. Действительно – зачем иначе создавать бизнес? Каждая вложенная копейка или цент должны приносить доход. И размер этого дохода должен быть определен, желательно заранее, чтобы видеть перспективу.
А бухгалтер по идеологии МСФО – не сотрудник, зарплата которого является дополнительным налогом государству. С помощью своей квалификации, знаний и опыта он помогает в первую очередь собственнику и менеджеру получить информацию о «здоровье» бизнеса – его прибыльности и тенденциях в направлениях денежных потоков.
Потому международные стандарты базируются на уважении к бухгалтеру, проявляющемся в постоянном обращении к его профессиональному суждению.
На основании профессионального суждения бухгалтер принимает важнейшие решения о признании и оценке всех фактов хозяйственной деятельности компании, о раскрытии информации об этих фактах в финансовой отчетности.
Действительно, бухгалтер – звучит гордо!
Главные вопросы, на которые должен ответить себе бухгалтер, формирующий отчетность по МСФО, являются следующие:
«Что пользователи отчетности хотят знать о ресурсах и источниках появления этих ресурсов данной компании?»
«Как они будут использовать данные отчетности, которые я, как бухгалтер, им предоставлю?»
Бухгалтерская отчетность, которую предоставит бухгалтер, востребована пользователями разных стран и повлияет на принятие важных экономических решений инвестором или кредитором, аналитиком или поставщиком, покупателем или работником.
Однако, предоставить информацию означает не просто заполнить бланк и отдать или послать кому-либо. Требуется ответная реакция пользователя отчетности основанная на его понимании. Потому и приходится разрабатывать определенный интернациональный язык символов. Язык финансовой отчетности транснациональных рынков – это международный язык.
Мы живем и работаем в эпоху глобализации и транснациональных компаний. Операции крупного бизнеса распространяются на международные рынки не только сырья или продукции, но и рынка капиталов, рынка труда. Информация – своеобразная смазка для работы любого рынка – так же глобальна по своему охвату. В этом свете и финансовая отчетность становится глобальной.
Процесс изменений бизнеса и влияние этих изменений распространяются с большой скоростью, затрагивая практически все компании.
МСФО выбраны в качестве международного языка финансовой отчетности для обеспечения понимания передаваемой информации в разных странах и носителями разных бизнес-традиций. А международным языком бизнес-общения стал английский язык. Дополнительной сложностью для понимания бухгалтерских терминов на языке оригинала международных стандартов, английском, является то, что американские термины сильно отличаются от британских.
Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) использует вперемешку британские и американские термины. Вот и получается, что знать необходимо и те и другие!
Таблица 1. Основные термины бухгалтерского учета, принятые в Великобритании, США и применяемые СМСФО.
Бухгалтерские термины, используемые в Великобритании | Бухгалтерские термины, используемые в США | Бухгалтерские термины, используемые СМСФО | |||
Acquisition | Приобретение | Purchase | Покупка | Acquisition | Приобретение |
Merger | Слияние | Polling of interests | Объединение интересов | Uniting of interests | Объединение интересов |
Own shares | Собственные акции | Treasury stock | Собственные акции | Treasury stock | Собственные акции |
Shares | Акции | Stock | Акционерный капитал | Shares | Акции |
Profit and loss account | Отчет о прибылях и убытках | Income statement | Отчет о прибылях и убытках | Income statement | Отчет о прибылях и убытках |
Turnover | Оборот | Sales (or revenue) | Продажи (или выручка) | Sales (or revenue) | Продажи (или выручка) |
Fixed assets | Внеоборотные активы | Non-current assets | Долгосрочные активы | Non-current assets | Долгосрочные активы |
Finance lease | Финансовая аренда | Capital lease | Капитальная аренда | Finance lease | Финансовая аренда |
Debtors | Дебиторы | Receivables | Дебиторы | Receivables | Дебиторы |
Creditors | Кредиторы | Payables | Кредиторы | Payables | Кредиторы |
Stock | Склад | Inventory | Запасы | Inventory | Запасы |
Чтобы понимать и тем более формировать бухгалтерскую отчетность по международным стандартам необходимо их знать. Но, хотя знание стандартов и важно, подход к изучению МСФО базируется на понимании принципов, лежащих в их основе.
Эти принципы зафиксированы в специальном документе, который так и называется – «Принципы подготовки и составления финансовой отчетности», опубликованномв июле 1989 г.
Принципы подготовки и составления финансовой отчетности служат решению триединой задачи – признания, оценки, раскрытия информации в отчетности.
Можно выделить четыре базовые концепции МСФО:
- приоритет экономического содержания над правовой формой;
- консерватизм (осмотрительность)
- справедливая стоимость;
- прозрачность.
Основная проблема понимания МСФО - осмысление и принятие как руководство к действию концепции «содержание превыше формы».
Казалось бы - этот принцип декларируется и в РСБУ. Однако, он только декларируется и не работает на практике! Согласно МСФО гораздо более значимо что представляет собой факт хозяйственной деятельности с экономической точки зрения, чем то в какую правовую форму он облечен.
Например, в вопросе признания выручки в российском учете решающим будет момент перехода права собственности, а в международном учете – переход контроля и рисков.
Вот и получается, что если покупатель оплатил поставщику товар, получил на него право собственности, однако, хочет, чтобы поставщик еще пару месяцев хранил этот товар у себя на складе, в российском учете будет отражена выручка. А согласно МСФО – полученный аванс.
Концепция консерватизма (осмотрительности)
Эта концепция относится к бухгалтерской практике, при которой допускаются и отражаются в учете немедленно все возможные убытки, размер которых возможно оценить, но проявляется осмотрительность в признании получения возможных выгод.
Таким образом, это приводит к недооценке прибылей и оценке активов по наименьшей стоимости из возможных способов оценки без соответствующей недооценки обязательств.
Концепция справедливой стоимости.
Суть этой концепции не только в том, чтобы дать пользователю информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия исходя из его реальной ценности для данной конкретной компании. Но и в учете временной стоимости денег. Деньги – актив, который также приносит или не приносит экономические выгоды в зависимости от того, как он используется.
И именно финансовая отчетность, в которой применены эти концепции, позволяет ответить на вопрос: сколько стоит бизнес данной компании сегодня?
В бухгалтерской практике встречается много примеров, когда требуется справедливая оценка активов или обязательств – это и займы или кредиты по процентным ставкам ниже рыночных, а то и просто беспроцентные векселя, которыми рассчитываются по номиналу без дисконта. Это и корректировка активов с учетом инфляции или наоборот снижение их стоимости (обесценение) вследствие морального устаревания или других рыночных факторов.
В российском учете мы редко пользуемся правом переоценки основных средств или отражаем в учете снижение стоимости запасов. Это тоже связано с приоритетом налогового учета по сравнению с бухгалтерским, его трудоемкостью и постоянной нервотрепкой из-за постоянно меняющихся правил налогового учета.
Концепция прозрачности
По МСФО информация в отчетности представляется в таком объеме и таким образом, чтобы пользователь мог увидеть реальное финансовое положение компании. А для этого необходимо заострить внимание на всех существенных фактах работы компании. Причем, существенных не столько по сумме, но и тех, которые важны для понимания явлений и процессов, могут помочь выявить тенденцию развития бизнеса.
От тех, кто применяет стандарты, это требует глубокого понимания того, на достижение каких целей направлен стандарт, а не того, как конкретное событие или операцию можно уложить в рамки стандарта для получения желаемого результата.
Если внимательно прочесть стандарты можно заметить, что МСФО такая своеобразная трехуровневая матрица. К тому же стандарты международной финансовой отчетности связаны между собой перекрестными ссылками.
Собственно формирование отчетности – это самый верхний, внешний уровень этих международных договоров о предоставлении информации.
Следующий, более глубокий и не декларируемый информационный уровень – это принципы учета, на основании которых и формируется отчетность.
Эти принципы в зависимости от их значимости и «проработанности» на настоящее время либо непосредственно описаны в МСФО, либо заданы общие подходы к ведению учета. Развивающийся сейчас процесс «конвергенции», сближения МСФО со стандартами GAAP USA как раз и приведет к регламентированию и детализации многих принципов учета.
Однако, главным является источник, который «поставляет» хозяйственные операции – сам бизнес компании. Приемы, практика, технологии ведения бизнеса и обычаи делового оборота – самый нижний, потайной третий уровень стандартов. Причем, эти приемы и технологии могут вообще отсутствовать в российской практике или нуждаются в определенной доработке, чтобы соответствовать МСФО.
Чтобы хорошо понимать стандарты необходимо знать не только «техническую» сторону вопроса – требования к отчетности и раскрытию информации в отчетности. Необходимо обратить внимание и оформить в учетной политике по МСФО практику ведения бизнеса – приемы, технологию учета.
Конечно, всем нам знакома процедура инвентаризации, которая также применяется в МСФО. Однако, применение этой процедуры в учете запасов не обычно для российского учета.
Так в международном учете применяются два метода учета запасов – непрерывный и периодический.
Непрерывный метод хорошо знаком российским бухгалтерам – поступление и расход товарно-материальных запасов (ТМЗ) учитываются постоянно, изо дня в день.
А суть периодического заключается в следующем – оценка имеющихся в компании ТМЗ и расхода товарно-материальных запасов производятся при составлении отчета (раз в год, в квартал).
Происходит это следующим образом. Балансы товарно-материальных запасов (если необходимо - по группам) подсчитываются только в конце учетного периода непосредственно в натуральных единицах, т.е. методом инвентаризации и физического пересчета по штукам, литрам, тоннам и т.д. Одновременно производится оценка стоимости ТМЗ в денежных единицах. Счета постоянного учета ТМЗ, по которым в любой момент можно определить их остаток не ведутся. Сальдо ТМЗ на начало периода остается неизменным до его окончания.
Покупка ТМЗ отражается путем их отнесения на дебет счета закупок с одновременным кредитованием счета ресурсов, в обмен на которые были получены запасы, - наличных денежных средств или кредиторской задолженности.
При реализации ТМЗ в показывающих запасы счетах никаких записей не делается, а сам факт реализации отражается на счетах полученных взамен реализованных ТМЗ ресурсов и счете дохода.
В конце отчетного периода сальдо ТМЗ определяется посредством их инвентаризации и пересчета с последующим умножением количества запасов в натуральных единицах на денежную стоимость каждой из единиц и суммированием стоимостей всех видов ТМЗ
Себестоимость реализованной продукции определяется путем добавления к указанному на дебете ее счета сальдо ТМЗ на начало периода стоимости сделанных за период закупок ТМЗ. При этом кредитуется счет себестоимости реализованной продукции на сумму сальдо ТМЗ на конец учетного периода.
Пример расчета себестоимости реализованных ТМ3 группе «Товары» при использовании периодического метода учета:
Сальдо ТМЗ по группе «Товары» на начало периода | 1000 |
Закупки товаров | 400 |
Итого товары, готовые к продаже за отчетный период | 1400 |
Минус ТМЗ по группе «Товары» на конец периода (определяется при инвентаризации методом физического подсчета) |
500 |
Себестоимость реализованных товаров | 900 |
Если в учете компании используется периодический метод учета, в отче те о прибылях и убытках показывают сальдо ТМЗ на начало периода, закупки ТМЗ за период и величину ТМЗ, готовых к продаже. Таким образом, в финансовой отчетности отражается порядок перенесения сальдо счетов, показывающих движение ТМЗ, и расчет на их основе себестоимости реализованной продукции и валовой выручки от реализации.
Методы и технологии учета конкретной компании составляют ее учетную политику.
О формировании учетной политики по МСФО и альтернативных допустимых вариантах учета мы поговорим в следующей статье.
Автор - руководитель департамента международного учета ООО «Валена-Аудит»
Начать дискуссию