Государственно-частное партнерство, о котором так много говорят, никогда не разовьется, пока права и обязанности сторон не оговорят в соответствующем законе. Об этом на презентации доклада научно-просветительского фонда "Экспертный институт" "Барьеры развития механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) в России" заявил президент попечительского совета института Евгений Ясин. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Доклад готовился на базе опроса 25 московских экспертов - юристов, финансистов, ученых-экономистов, представителей государственных органов управления. Прежде всего, эксперты отметили, что ГЧП не должно смешиваться с социальной ответственностью бизнеса. Это не нагрузка на бизнес, это привлечение его ресурсов с обоюдной выгодой. Но на практике дело оборачивается двумя вариантами. Либо частный концессионер несет заведомые убытки, надеясь на будущее использование приобретенного административного ресурса, либо ему дают из бюджета с целью получить откат.
В российских законах и нормативных актах отсутствует само определение ГЧП, отмечается в докладе "Экспертного института". Лишь в Санкт-Петербурге и некоторых регионах приняты тематические законы. В основном взаимодействие власти и бизнеса регулируется указами президента и постановлениями правительства, когда утверждаются федеральные целевые программы с элементами ГЧП. Закон №94-ФЗ не дает возможности реализовывать долгосрочные инвестиционные контракты с привлечением средств инвестора (хотя она предусматривается). Отсутствует подзаконная нормативная база, позволяющая это делать, отметили участники опроса.
"Нам нужен закон, который прописывает все риски и госгарантии, - считают эксперты, опрошенные Эксином. - Если государство не имеет возможности устанавливать тарифы на законодательном уровне на 10-15 лет, то частный бизнес не понимает, каким образом он успеет вернуть свои средства".
"Самым большим тормозом является менталитет чиновников: с их точки зрения не существует альтернативы бюджету, унитарному предприятию и приватизации, а ГЧП - слишком долгое, сложное и затратное мероприятие.
Сейчас в Минэкономразвития разрабатывается концепция Федеральной контрактной системы, а в Минфине - Программа повышения эффективности бюджетных расходов. Ни тот, ни другой документы не содержат разделов о ГЧП (кроме общих слов). Это означает, что единственная новация в деятельности экономического блока правительства обречена на провал", - говорится в исследовании.
"В большинстве случаев используется устаревший подход к выработке стратегии развития страны, - констатируется в докладе "Экспертного института". Используется формула "найти задачу под имеющиеся бюджетные средства, а не средства под задачу". Это означает, что в планировании проектов ГЧП участвует только одна сторона - государство, а возможности бизнеса вовсе не учитываются, хотя надо было бы принимать их во внимание. Но для этого со стороны государства нужна четкость и прозрачность, которых сейчас нет".
Начать дискуссию