Госдума уже в осеннюю сессию рассмотрит проект закона, устанавливающего новый порядок социального обслуживания россиян с 2013 года. Об этом в ходе круглого стола «Социальное обслуживание населения: что ждет россиян?» заявила директор Департамента организации социальной защиты населения Минздравсоцразвития РФ Ольга Самарина. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Минздравсоцразвития РФ подготовило законопроект «Об основах социального обслуживания населения в РФ», в соответствии с которым с 2013 года по всей территории страны вводятся единые правил предоставления социальных услуг.
Законопроект уже прошел согласование в министерствах и ведомствах. Сейчас он вынесен на общественное обсуждение, которое, впрочем, долго не продлится. Как сообщила Ольга Самарина, предложения по тексту законопроекта на сайт министерства можно подавать до 5 октября, после чего документ поступит на рассмотрение Госдумы.
Действующий закон «Об основах социального обслуживания» был принят в 1996 году. В 2005 году полномочия между федеральным центром и регионами в части социальной защиты населения были перераспределены: практически все полномочия по финансированию этой сферы были переданы на региональный уровень. Новый законопроект предусматривает движение в обратную сторону - по увеличению полномочий федерального центра.
«Нужны общие правила игры, - заметила представитель Минздравсоцразвития. - Сегодня стоимость содержания стационаров, к примеру, различается в десятки раз в зависимости от регионам».
Действительно, статистика министерства это подтверждает. Если в Москве на социальное обслуживание одного пожилого человека в стационаре расходуется 535,2 тысячи рублей в год, в Чукотском АО - 822,5 тысячи, то, к примеру, в Пензенской области - всего 76 тысяч рублей, а в Кабардино-Балкарской республике - 14,2 тысячи рублей в год.
Ольга Самарина подчеркнула, что во многом законопроект лишь фиксирует, легитимизирует уже сложившуюся в регионах практику. Например, вводится понятие госзадания (госзаказа) на предоставление социальных услуг. Определяются их конкретные виды. Вводятся такие механизмы, как стандарты государственных услуг, регламенты предоставления социальных услуг, регистры получателей социальных услуг, договоры на предоставление социального обслуживания, заключаемые между потребителем и поставщиком социальных услуг.
Критерии определения индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах будут оговорены в последующем постановлении правительства. Основным критерием при определении платности или неплатности той или иной услуги, как и прежде, будет являться среднедушевой доход гражданина.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2013 года. Ожидается, что с его действием в сферу социального обслуживания будут привлечены организации и учреждения разных форм собственности, а также индивидуальные предприниматели. Коммерсанты получат возможность доступа к госзаданию на оказание социальных услуг наравне с государственными социальными службами.
Правда, отвечая на вопрос Клерк.Ру, Ольга Самарина выразила скептицизм насчет бурного роста частного сектора в сфере соцобслуживания.
«Если речь идет о стационарах, то это большие вложения с трудно определимым сроком возврата инвестиций, - заметила начальник департамента. - А в том, что касается нестационарных услуги - нам еще предстоит собирать информацию, о том, кто и как выходит на этот рынок. Это вещи очень опасные и требующие жесткого контроля со стороны государственных структур».
Начать дискуссию