Налог на прибыль

Эксперты обнаружили в законе о трансфертном ценообразовании пробелы и неясности

Критерии признания сделок, подпадающих под действие закона о трансфертном ценообразовании, сегодня слишком размыты. Об этом 1 февраля в ходе конференции заявил партнер компании KPMG в России и СНГ Михаил Орлов.

Критерии признания сделок, подпадающих под действие закона о трансфертном ценообразовании, сегодня слишком размыты. Об этом 1 февраля в ходе конференции «Налоговое администрирование трансфертного ценообразования: от теории к практике» заявил партнер компании KPMG в России и СНГ Михаил Орлов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Как известно, с 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (Закон о трансфертном ценообразовании).

«Если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие условия, отличные от «обычных», то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, учитываются для целей налогообложения у этого лица, - пояснил Михаил Орлов. - То есть ФНС вправе оценить результаты сделки по «справедливому» уровню доходов, прибыли и выручки».

«Но закон в нынешнем виде - пока что только идея, пусть и хорошая, - считает Орлов. - Надо незамедлительно решить некоторые вопросы, иначе применять его будет крайне сложно».

«Я до сих пор так и не понял, что мы хотели бы контролировать: доходные сделки или доходные и расходные. Европейский опыт подсказывает второй вариант, но в законе буквально этого не говорится.

В п.13 ст.105.3 НК упоминаются и доходы, и расходы, а вот в п.3, п.7 и пп.1 п.2 ст.105.14 НК контролируемыми признаются только те сделки, которые превышают определенную сумму доходов», - отметил эксперт.

«С другой стороны, в требованиях касательно обосновывающей документации и уведомления о сделке речь снова идет как о доходах, так и о расходах, - продолжил Орлов. - Можно предположить, что положения, касающиеся информации о расходах, относятся только к тем контролируемым сделкам, по которым не установлены суммовые пороги. То есть сделкам с взаимозависимыми иностранными лицами, не являющимися резидентами оффшоров, а также не связанные с внешнеторговыми поставками биржевых товаров». 

«И опять же - расходы все, или только те, которые учитываются для целей налогообложения? К примеру, когда будем исчислять суммовой порог в 3 миллиарда рублей для приобретения основных средств, будем исчислять только стоимость покупки, или же с учетом того, что основные средства будут переносить стоимость через амортизацию, и на налоговой базе эта покупка отразится не скоро, будем выявлять контролируемую сделку по мере попадания этих расходов в налоговую базу? Вопрос остается неясным», - отметил эксперт.

«Сразу скажу, что меня устроит любое решение Минфина - лишь бы была определенность», - подытожил партнер KPMG.

Начать дискуссию