Автоматизация учета

Минэкономразвития: единый портал госуслуг так и не смог выполнить возложенные на него функции

Если порядок предоставления электронных услуг различных министерств и ведомств не будут стандартизирован и поставлен под контроль Минкомсвязи, портал госуслуг никогда не обретет доверия граждан.
Минэкономразвития: единый портал госуслуг так и не смог выполнить возложенные на него функции
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Если порядок предоставления электронных услуг различных министерств и ведомств не будут стандартизирован и поставлен под контроль Минкомсвязи, портал госуслуг никогда не обретет доверия граждан. Об этом 6 июня в ходе конференции «Государственные услуги: электронное правительство», организованной газетой «Ведомости», заявил заместитель министра экономического развития РФ Олег Козырев. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

«Сегодня на Едином портале госуслуг зарегистрировано 4 миллиона пользователей, - напомнил Козырев. - При запуске ЕПГУ планировалась аудитория в разы больше. В чем же причины такой малой популярности портала госуслуг?

Во-первых, набор способов получения простой или усиленной электронной подписи для граждан остается узким. Сегодня предложено расширять его за счет отделений «Почты России» - очень хороший вариант.

Во-вторых, сам ЕПГУ. После первого всплеска оптимизма мы поняли, что все не так хорошо. В конце 2012 года Минэкономразвития провело мониторинг портала. И оказалось, что из более чем 57 000 региональных услуг и 717 федеральных, представленных на нем, до сих пор ни одна юридически значимая услуга, связанная с выдачей документа или изменением статуса гражданина, в полностью электронный вид не переведена. Без личного визита в госорганы или отправки бумажного документа можно обойтись разве что при получении какой-то информации».

«Зарубежный опыт показывает, что 90% трафика приходится на один-два десятка наиболее востребованных услуг, - продолжил замминистра. - Вот их и надо в ручном режиме перевести в полностью электронный вид. Но тут главная беда в том, что у разных ведомств отсутствует единая методика, как это делать.

Нет системы, которая позволяла бы предотвратить несанкционированное изменение алгоритма оказания госуслуги любым из участников процесса без оповещения других участников. Даже на уровне одного ведомства есть две категории сотрудников, вовлеченных в оказание эдектронных услуг. Одни проектируют информационные системы, вторые создают правовую базу. И вторые, меняя порядок, могут просто не оповещать об этом ИТ-подразделение. В итоге качество информации ЕПГУ остается не слишком высоким. Если у какого-то ведомства что-то меняется в регламенте работы, то нет никакой гарантии, что эти изменения будут оперативно отражены на портале.

Должен быть полноценный интегратор - скорее всего, Минкомсвязи. И все это должно быть закреплено в нормативной базе, потому что сами ведомства с этим не справятся. Немногие успешные примеры - Росреестра и ФНС - обусловлены тем, что эти службы оказывают услуги на основе собственной информации».

«Контакты ведомств с Единым порталом госуслуг складываются нелегко, и это связано с его оператором - Ростелекомом, - подчеркнул Олег Козырев. - К примеру, Росаккредитация полгода ожидала размещения своих данных на портале. Ведомства вынуждены создавать параллельные системы на собственных порталах, что негативно сказывается на общей концепции. Должна быть единая точка входа, чтобы не приходилось искать по разным сайтам, кто и какие услуги оказывает».

Начать дискуссию