Хотя в послании Владимира Путина Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2013–2015 годах» и говорилось, что налоговое бремя на несырьевой сектор экономики не может повышаться, по крайней мере, до 2018 года, в реальности это бремя растет. Об этом 23 сентября в ходе брифинга на тему «Новые тренды в экономической политике России. Взгляд экспертов на главные новостные поводы этой осени» заявил управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Одним из примеров такого роста, по словам Пепеляева, является недавнее заявление премьер-министра Дмитрия Медведева о том, что региональным властям в скором времени будет предоставлено право вводить специальные сборы за право заниматься торговлей, оказывать услуги общественного питания, такси и туристические. По словам Медведева, эта мера будет введена взамен налога с продаж (возвращение которого отложено как минимум на год).
«Мне очень не нравятся эти названия - сбор за право заниматься чем-то, - заявил Сергей Пепеляев. - Это отрыжка советских времен. Право заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью принадлежит человеку с рождения. 34 статья Конституции. А предложенная формулировка означает, что гражданин должен купить у чиновника право, которое и так ему дано Конституцией. Мне кажется, это очень хорошо отражает ментальность тех, кто вносит такие предложения».
«Собственно говоря, предложенные четыре платежа не являются новыми, все они уже применялись в 1990-е годы, - напомнил Пепеляев. - Министр финансов Антон Силуанов предположил, что только для бюджета Москвы эти четыре платежа дадут дополнительно 20-30 млрд. рублей, а в перспективе в два раза больше. Но механизм их взимания пока непонятен.
Например, так называемый сбор за оказание услуг такси. Сегодня таксисты платят государству, получая лицензию и ЕНВД. Он предложен в объеме 500 рублей в день на таксиста. То есть тысяч десять в месяц, как минимум. А как быть с ЕНВД, который таксисты уже уплачивают? Это вместо ЕНВД, или вместе с ним? Или этот сбор для тех таксистов, которые платят не ЕНВД, а налог на прибыль? Ответа нет.
Сбор с общепита. Когда-то уже взимался - в объеме 3 МРОТ раз в три года. Но такой объем и близко не даст тех миллиардов, на которые рассчитывает Минфин. Больше похоже на налог с оборота. Но как считать оборот? Как в ЕНВД? Что на что менять и, главное, зачем?».
Будущие полномочия регионов по упомянутым сборам могут отражать начавшуюся «федерализацию» налоговой системы, отметил Сергей Пепеляев.
«Наша действующая налоговая система - это система унитарного государства, - подчеркнул он. - Ничего, присущего федерализму, в ней нет ни на йоту. Но вот сейчас наметились некоторые шаги, возможно, вынужденные, в направлении федерализации. Вчера комитет Госдумы по налогам рассматривал проект поправок в ст.12 части 1 Налогового кодекса, которая касается системы налоговых полномочий региональных органов власти. Сейчас их очень мало - лишь ставка налога и сроки его уплаты, если эти элементы не установлены в федеральном законе. Предложено добавить сюда особенности определения самой налоговой базы. Пока что речь идет лишь о налоге на имущество физлиц, но в статье 12 появится такая формулировка, она автоматически распространится на любые налоги. Например, налоги на землю, имущество предприятий - а это будет означать очень далеко идущие последствия».
Комментарии
4Почитаешь сегодняшнюю рассылку и такое впечатление, что Правительство в наркологической ломке.....
Цитата:
"Государство в попыхах мечется. " Прослезилась.