НК РФ

Примерных бизнесменов могут освободить от выездных налоговых проверок на 3 года

В Госдуму поступил законопроект № 759053-6 «О внесении изменения в статью 89 части первой Налогового кодекса РФ», разработанный депутатами Московской областной Думы.
Примерных бизнесменов  могут освободить от выездных налоговых проверок на 3 года
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

В Госдуму поступил законопроект № 759053-6 «О внесении изменения в статью 89 части первой Налогового кодекса РФ», разработанный депутатами Московской областной Думы.

Проектом предлагается дополнить статью 89 НК РФ пунктом 5.2, предусматривающим освобождение от проведения выездной налоговой проверки сроком на три года малых предприятий, по которым предыдущими проверками, охватившими трехлетний период, не выявлены нарушения налогового законодательства.

При этом в случае реорганизации или ликвидации организации-налогоплательщика право налогового органа на проведение выездной налоговой проверки сохраняется.

Генеральный директор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов, комментируя законопроект для Клерк.Ру, напомнил: «Сейчас, в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ, по общему правилу, выездной налоговой проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех лет, предшествующих году, в котором назначается проверка. Одновременно с этим, на основании п. 5 ст. 89 НК РФ, налоговики не вправе проводить две и более проверки за один и тот же период по одним и тем же налогам, а также более двух выездных проверок в год. Таким образом, если у налоговиков нет какого-либо особого интереса к налогоплательщику, выездные налоговые проверки будут происходить не чаще, чем один раз в три года».

«Однако на практике встречаются случаи, когда инспекция проверяет налогоплательщика и раз в два года, и раз в год. Именно на ограничение этого права проверяющих и направлена инициатива», - поясняет эксперт.

«Правда, имеющаяся в законопроекте оговорка о том, что ограничение на проведение проверок относится только к тем налогоплательщикам, у которых не выявлено нарушений при проведении выездной проверки за «предыдущие три последовательных года», способна свести на нет всю суть изменений. Например, если последняя проверка проводилась не за три, а, допустим, за два года, то оснований для ограничения следующей проверки еще через два года нет – ведь условие о «предыдущих трех последовательных годах» не выполнено», - отмечает Максим Гладких-Родионов.

Начать дискуссию