НК РФ

Подробности об изменениях в досудебном урегулировании налоговых споров представили псковские налоговики

УФНС по Псковской области разместило на своем сайте подробную информацию об изменениях в досудебном урегулировании налоговых споров, вступивших в силу со 2 июня 2016 года.

УФНС по Псковской области разместило на своем сайте подробную информацию об изменениях в досудебном урегулировании налоговых споров, вступивших в силу со 2 июня  2016 года (Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

1. Как апелляционную, так и обычную жалобу теперь разрешено подавать по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 1 ст. 139.2 НК РФ). При этом в жалобе нужно указать способ получения решения по жалобе - на бумажном носителе, в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 139.2 НК).

2. Одним из наиболее существенных изменений является расширенный перечень оснований, по которым вышестоящий налоговый орган оставит жалобу без рассмотрения. Так, уточнено, что это произойдет, если жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 1 ст. 139.2 НК РФ или в ней не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу (пп. 1 п. 1 ст. 139.3 НК в ред. Закона N 130-ФЗ). При этом, в пп. 5 п. 1 ст. 139.3 НК РФ сказано, что жалоба будет оставлена без рассмотрения, если до принятия по ней решения нижестоящий налоговый орган сообщит, что приняты меры и нарушенные права налогоплательщика устранены (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).

Таким образом, получив жалобу, налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушений и сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней.

3. Важным изменением для налогоплательщиков является то, что исполнение акта налогового органа может быть приостановлено. Со 2 июня 2016 г. это станет возможно по заявлению налогоплательщика, если к таковому будет приложена банковская гарантия. По этой гарантии банк должен взять на себя обязательство уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению (п. 5 ст. 138 НК РФ).

При этом устанавливается только одно основание, по которому в приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть отказано — это несоответствие банковской гарантии установленным требованиям. О принятом решении налогоплательщик ставится в известность в течение трех дней с момента его принятия.

Согласно ранее действующей редакции данной нормы устанавливалось, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом. Из данного правила делалось одно исключение: исполнение спорного решения может быть приостановлено в случае, если есть достаточно оснований полагать, что оно не соответствует законодательству РФ.

4. Закреплены случаи рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы), документов, подтверждающих доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, представленных в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалов, представленных нижестоящим налоговым органом, с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу) (ст. 140 НК РФ).

Такими случаями являются выявление вышестоящим налоговым органом в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение налогового органа, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ:

- противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах;

- несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа.

Начать дискуссию