Новости ФНС

УФНС по Мурманской области разъясняет порядок обжалования актов налоговых органов

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Порядок обжалования актов налоговых органов
Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права (ст. 137 Налогового кодекса Российской федерации).

Правила подачи жалобы


Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней определяются в порядке, предусмотренном в ст. ст. 139 - 141 Налогового кодекса Российской федерации (НК РФ).

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается в письменном виде соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа (п. п. 1 и 3 ст. 139 НК РФ).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). Исключение составляет жалоба на вступившее в силу решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке ст.101 НК РФ, срок подачи которой равен одному году со дня его вынесения.

Срок подачи жалобы может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом при наличии уважительной причины пропуска по заявлению лица, подающего жалобу.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления (п. 4 ст. 139 НК РФ). Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Порядок рассмотрения жалобы

Жалоба относительно вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца со дня ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ). При этом срок рассмотрения жалобы на вступившее в силу решение может быть увеличен на 15 дней для получения от нижестоящей инспекции необходимых документов. О продлении срока в течение трех дней со дня принятия такого решения сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Приостановление обжалуемого акта

По общему правилу подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнение обжалуемого акта или действия (п. 1 ст. 141 НК РФ). Однако вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) вправе (но не обязан) приостановить исполнение обжалуемых актов или совершение обжалуемых действий (абз. 2 п. 3 ст. 138 НК РФ).

Решение о приостановлении принимается, если у лица, рассматривающего жалобу, имеются достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству РФ. Решение о приостановлении исполнения обжалуемого налогоплательщиком решения в порядке ст. 141 НК РФ принимается в исключительных случаях при наличии достаточных документально подтвержденных оснований.

Вышестоящий налоговый орган может приостановить исполнение обжалуемого акта (действия) полностью или частично (п. 2 ст. 141 НК РФ). Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимает руководитель налогового органа, принявший такой акт/либо вышестоящий налоговый орган.

Принятие решения по жалобе



О принятом по жалобе решении налогоплательщику сообщается в течение трех дней со дня его принятия (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа;

3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

4) изменить решение или вынести новое решение.

Требования к содержанию решения по результатам рассмотрения жалобы в Налоговом кодексе РФ не установлены.

Особенности обжалования решений

о привлечении к налоговой ответственности

Процедура обжалования решений о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности установлена в ст. 101.2 НК РФ.

С 01.01.2009 г. для решений о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения введено обязательное досудебное обжалование в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Порядок обжалования решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности зависит от того, вступило решение в силу или нет.

Решение вступило в силу

Если решение налогового органа вступило в силу, то жалоба будет подана и рассмотрена в порядке, определяемом общими правилами ст. ст. 139 - 141 НК РФ.

В отличие от общего правила о трехмесячном сроке подачи жалобы жалоба относительно вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Рассмотрение апелляционной жалобы



Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, обжалуется в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Апелляционная жалоба в отношении не вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности подается в течение десяти рабочих дней с даты вручения такого решения налогоплательщику или его представителю (п. 9 ст. 101 и абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ).

В случае направления апелляционной жалобы по почте днем ее подачи считается дата отправки почтового отправления. Возможность восстановления срока апелляционного обжалования Налоговым кодексом РФ не предусмотрена.

Апелляционная жалоба подается через налоговый орган, вынесший обжалуемое решение (п. 3 ст. 139 НК РФ), который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца со дня получения.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:

- оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу без удовлетворения;

- отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

- отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

В случае подачи апелляционной жалобы решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки, не вступит в силу, пока жалоба не будет рассмотрена и по ней не будет принято решение (абз. 2 п. 9 ст. 101 и п. 1 ст. 141 НК РФ). Это означает, что подача апелляционной жалобы автоматически приостанавливает срок исполнения обжалуемого решения налогового органа.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего органа, это решение вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

Если вышестоящий налоговый орган изменит решение нижестоящего органа, то его решение с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты его принятия вышестоящим налоговым органом.

Начать дискуссию