Федеральным законом от 19.07.2009 № 202-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»» (далее – Закон № 202-ФЗ), опубликованным 22.07.2009 в «Российской газете», № 133, и вступающим в силу в соответствии со ст.6 данного Закона с 1 января 2010 года, внесены следующие изменения в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.
Доходы в виде материальной выгоды
В соответствии с п.1 ст.1 Закона № 202-ФЗ подпункт 1 пункта 1 статьи 212 НК РФ изложен в новой редакции:
«1) материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением:
материальной выгоды, полученной от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты;
материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;
материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
Материальная выгода, указанная в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта, освобождается от налогообложения при условии наличия права у налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса, подтвержденного налоговым органом в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 220 настоящего Кодекса;».
Таким образом, с 1 января 2010 года из налоговой базы по НДФЛ наряду с материальной выгодой, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, подлежит также исключению материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на покупку земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
Одновременно в новой редакции пп.1 п.1 ст.212 НК РФ предусмотрено, что освобождается от обложения НДФЛ материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
В действующей редакции пп.1 п.1 ст.212 НК РФ установлено, что освобождение от обложения НДФЛ дохода физического лица в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на указанные ранее цели, осуществляется, если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.
В новой редакции пп.1 п.1 ст.212 НК РФ уточнено, что такая материальная выгода освобождается от налогообложения при условии наличия права у налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, установленного пп.2 п.1 ст.220 НК РФ, подтвержденного налоговым органом в порядке, предусмотренном п.3 ст.220 НК РФ.
Представление сведений налоговыми агентами
В соответствии с п.п.«а» п.5 ст.1 Закона № 202-ФЗ пункт 4 статьи 226 НК РФ дополнен абзацем следующего содержания:
«Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.».
В соответствии со статьей 2 Федерального Закона от 27.12.2009 № 368-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», опубликованного 29.12.2009 в «Российской газете», № 252, и вступающего в силу в соответствии со ст.5 данного Закона со дня его официального опубликования (далее – Закон № 368-ФЗ), внесены изменения в Закон № 202-ФЗ, согласно которому внесены изменения в ст.226 НК РФ.
Согласно п.2 ст.2 Закона № 368-ФЗ пункт 5 статьи 226 НК РФ изложен в следующей редакции:
«5. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.».
В соответствии с п.п.1 Закона № 368-ФЗ положения п.5 ст.226 НК РФ в редакции Закона № 368-ФЗ вступают в силу с 29.12.2009 года.
В соответствии с предыдущей редакцией п.5 ст.226 НК РФ, действующей до вступления в силу Закона № 368-ФЗ, при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму НДФЛ налоговый агент был обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признавались случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного НДФЛ, превысит 12 месяцев.
Формулировка п.5 ст.217 в редакции Закона № 202-ФЗ, которая должна была вступить в силу с 01.01.2010, предусматривала особенности действий налоговых агентов – кредитных организаций при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму НДФЛ.
Таким образом, согласно новой редакции, действующей с 29.12.2009, при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму НДФЛ налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога.
При этом новой редакцией п.5 ст.217 НК РФ предусмотрено, что форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно п.2 ст.2 Закона № 368-ФЗ абзац 2 пункта 2 статьи 230 НК РФ, определяющего порядок и сроки представления налоговыми агентами в налоговые органы сведений о доходах физических лиц в налоговом периоде и суммах исчисленного и удержанного в этом периоде НДФЛ, изложен в следующей редакции:
«Указанные сведения налоговыми агентами представляются в налоговые органы по месту их учета на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций.».
В соответствии с п.п.1 Закона № 368-ФЗ положения п.2 ст.230 НК РФ в редакции Закона № 368-ФЗ вступают в силу с 29.12.2009 года.
В соответствии с предыдущей редакцией п.2 ст.230 НК РФ, действующей до вступления в силу Закона № 368-ФЗ, названные сведения представлялись налоговыми агентами на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Минфином России.
Формулировка п.2 ст.230 в редакции Закона № 202-ФЗ, которая должна была вступить в силу с 01.01.2010, предусматривала особенности представления налоговыми агентами – кредитными организациями сведений о доходах физических лиц в налоговом периоде и суммах исчисленного и удержанного в этом периоде НДФЛ.
Таким образом, новой редакцией абз.2 п.2 ст.230 (с изменениями, внесенными Законом № 368-ФЗ), вступающей в силу с 29.12.2009, уточнена его первоначальная формулировка в части представления налоговыми агентами вышеуказанных сведений в налоговые органы по месту их учета, а также в части отмены положения об определении Минфином России порядка предоставления сведений на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций.
Кроме того, в соответствии с п.8 ст.1 Закона № 202-ФЗ признана утратившей силу статья 233 НК РФ, в соответствии с которой налоговые льготы, предоставленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в части сумм НДФЛ, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, до дня вступления в силу НК РФ, действуют в течение того срока, на который эти налоговые льготы были предоставлены. Если при установлении налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти налоговые льготы могут использоваться, то указанные налоговые льготы прекращают свое действие решением законодательных (представительных) органов Российской Федерации.
Налогообложение по операциям с ценными бумагами
Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 25.11.2009 № 281-ФЗ (далее – Закон № 281-ФЗ) опубликован 30.11.2009 в «Российской газете» №227 и вступает в силу в соответствии со статьей 17 данного документа с 1 января 2010 года, за исключением ряда положений, вступающих в силу в другие сроки.
Статьей 1 Закона № 281-ФЗ внесено изменение в п.14 ст. 40 части первой НК РФ, согласно которому с 1 января 2010 года положения ст.40 НК РФ при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных не только гл. 25 «Налог на прибыль организаций», но и с учетом особенностей гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.
В соответствии с п.8 ст.2 Закона 281-ФЗ в новой редакции изложен п.5 ст. 210 НК РФ, согласно которой с 1 января 2010 года доходы (расходы, принимаемые к вычету в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 218 - 221 НК РФ) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактического осуществления расходов).
В соответствии с пп. «а» п.9 ст.2 Закона 281-ФЗ внесено изменение в пп. 3 п. 1 ст.212 НК РФ, согласно которому доходом будет являться материальная выгода, полученная от приобретения не только ценных бумаг, но и финансовых инструментов срочных сделок (ФИСС).
В соответствии с пп. «б» п.9 ст.2 Закона №281-ФЗ пункт 4 ст.212 НК РФ изложен в новой редакции, которая уточняет порядок определения с 1 января 2010 года налоговой базы по НДФЛ при получении доходов в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок.
В частности, установлено, понятие рыночной цены ценных бумаг как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), рыночной цены ФИСС, обращающихся и не обращающихся на ОРЦБ, расчетной цены и рыночной стоимости инвестиционных паев ПИФов.
В соответствии с новой редакцией абзаца 6 пункта 4 ст.212 порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также порядок определения предельной границы колебаний рыночной цены устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Но действие указанного подпункта приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года. В этой связи в 2010 году рыночная цена ценной бумаги, обращающейся на ОРЦБ, будет определяться по правилам, установленным в п. 2 ст. 14 Закона №281-ФЗ.
В частности рыночной ценой ценной бумаги, обращающейся на организованном рынке ценных бумаг, признается средневзвешенная цена такой ценной бумаги, рассчитанная организатором торговли на рынке ценных бумаг (фондовой биржей). При отсутствии информации о средневзвешенной цене ценной бумаги у организаторов торговли на рынке ценных бумаг (фондовой биржи) на дату совершения сделки рыночной ценой признается средневзвешенная цена, сложившаяся на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились хотя бы один раз в течение последних трех месяцев. Предельная граница колебаний для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается в размере 20 процентов в сторону повышения и понижения от рыночной цены таких ценных бумаг. Предельная граница колебаний для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается в размере 20 процентов в сторону повышения и понижения от расчетной цены таких ценных бумаг.
В соответствии с п.10 ст.2 Закона 281-ФЗ ряд уточняющих изменений, касающихся операций с финансовыми инструментами срочных сделок, вносится в действующую редакцию ст. 214.1 НК РФ. Согласно п. п. 2 и 5 ст. 17 Закона от № 281-ФЗ они вступают в силу с момента подписания Закона и их действие распространяется на период с 1 января 2008 г. по 1 января 2010 г.
В соответствии с п.11 ст.2 Закона 281-ФЗ в новой редакции, действующей с 1 января 2010 года, изложена ст. 214.1 НК РФ, которая регулирует особенности налогообложения по операциям с ценными бумагами и по операциям с ФИСС. Данные правила во многом дополнены и прописаны более подробно. Основное новшество - возможность переноса на будущее убытков от операций с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, и с ФИСС, обращающимися на организованном рынке. Правила переноса убытков на будущее установлены в п. 16 ст. 214.1 и в новой ст. 220.1 НК РФ, внесенной п.15 ст.2 Закона 281-ФЗ. В частности, суммы убытков, перенесенные на будущие периоды, могут уменьшать налоговую базу только по таким же операциям; перенос производится в течение 10 лет, следующих за налоговым периодом, когда убыток получен. Убытки прошлых лет принимаются в уменьшение налоговой базы через предоставление налоговых вычетов (ст. 220.1 НК РФ). Для получения вычета необходимо представить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего периода на суммы ранее полученных убытков (п. 4 ст. 220.1 НК РФ). Вычет в соответствии с п. 5 ст. 220.1 НК РФ предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика, которое подается вместе с налоговой декларацией по итогам года. Перенос, согласно п. 6 ст. 13 Закона № 281-ФЗ осуществляется только в отношении убытков, полученных начиная с 2010 года.
В соответствии с п. 12 ст. 2 Закона № 281-ФЗ введена новая ст. 214.3 НК РФ, которая устанавливает особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги. Данная статья вступит в силу с 1 января 2011 года.
В целях налогового законодательства в соответствии со ст. 282 НК РФ под операцией РЕПО понимаются две заключаемые одновременно взаимосвязанные сделки по реализации и последующему приобретению эмиссионных ценных бумаг того же выпуска в том же количестве, осуществляемые по ценам, установленным соответствующим договором.
При этом, сделки по реализации ценных бумаг признаются взаимосвязанными, если продавец ценных бумаг по первой сделке является покупателем ценных бумаг по второй сделке, а покупатель по первой сделке является продавцом по второй сделке. Кроме того, в ст. 282 НК РФ особо предусмотрено, что операции РЕПО могут производиться как непосредственно между сторонами, так и через организатора торговли.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Закона № 281-ФЗ с 01.01.2010 введена новая ст. 214.4 НК РФ, которая устанавливает Правила определения налоговой базы по НДФЛ при совершении операций займа ценными бумагами прописаны в ст. 214.4 НК РФ.
Соответствующие изменения вносятся также и в ряд законов, например Закон РФ от 20.02.1992 № 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле", Федеральный закон от 29.11. 2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», Федеральный закон от 10 .07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и др.
Отдел налогообложения физических лиц
УФНС по Тульской области информирует налогоплательщиков об изменениях в НК РФ
УФНС России по Тульской области информирует налогоплательщиков об изменениях в Налоговом кодексе РФ. Налог на доходы физических лиц.
Начать дискуссию