С 1 января 2010 г. в статью 149 Налогового Кодекса РФ внесены изменения, которыми введены две новые льготы на основании Федерального закона от 28.11.2009 N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй НК РФ". Разъяснение о порядке применения этих льгот дано в письме Министерства Финансов России от 23.12.2010 №03-07-15/169.
Cогласно пп. 29 п. 3 ст. 149 Налогового Кодекса РФ от НДС освобождается реализация коммунальных услуг. Пунктом 3 «Правил предоставления коммунальных услуг» определено понятие коммунальных услуг. Это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом в качестве исполнителя коммунальных услуг рассматривается лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
В соответствии с пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и ремонт такого имущества. Обращаем особое внимание, что льготируются только работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества, выполняемые подрядным способом. Если какие-либо работы производятся собственными силами налогоплательщика, то их реализация облагается НДС. Аналогичным образом, если налогоплательщик оказывает (выполняет) иные услуги (работы) для собственников помещений, они подлежат налогообложению в общем порядке. Так, реализация услуг и работ по ремонту частного внутриквартирного имущества, даже переданных на аутсорсинг, облагается НДС.
Новая норма требует, чтобы контрагенты налогоплательщика самостоятельно выполняли (оказывали) работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества. Однако гражданское законодательство не запрещает подрядчику привлекать субподрядчиков, и заказчик не всегда может быть уверен, что весь объем работы выполнен исключительно силами подрядчика. Поэтому для целей применения льготы по НДС налогоплательщику придется включать в договор специальное условие об обязанности подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично (п. 1 ст. 706 ГК РФ). С услугами ситуация несколько иная: согласно ст. 780 ГК РФ по умолчанию исполнитель обязан оказать услуги лично и вправе привлечь третье лицо, только если такое его право предусмотрено договором. Соответственно, налогоплательщикам не следует указывать в контракте возможность привлечения субисполнителей.
Воспользоваться новыми льготами смогут товарищества собственников жилья, управляющие организации, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, созданные для удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.
При этом следует отметить, что применить льготу можно будет только при соблюдении двух условий:
- во-первых, оказывать услуги должны именно те организации, которые перечислены в законе. Другими словами, если коммунальные услуги жильцам оказывает напрямую какая-либо снабжающая организация, то льготу применить она не сможет;
- во-вторых, данные услуги должны приобретаться перечисленными ранее компаниями непосредственно у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии, газоснабжающих организаций, а также у компаний и предпринимателей, непосредственно оказывающих услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и ремонтные работы.
Правомерность использования указанных льгот налогоплательщикам необходимо подтвердить представлением в налоговые органы подтверждающих документов. Такими документами являются:
1. устав и договоры управления многоквартирными домами, в которых прописана обязанность обслуживать внутридомовые инженерные системы.
2. документы, подтверждающие приобретение коммунальных услуг, работ по содержанию и ремонту общего имущества у определенных организаций. Это договоры ресурсоснабжения, подряда и оказания услуг, а также первичные документы (акты, накладные, счета), свидетельствующие о фактическом приобретении конкретных услуг и работ в конкретном объеме.
3. документы, подтверждающие реализацию налогоплательщиком именно тех работ и услуг, которые приобретены у РСО и подрядчиков. Это договоры управления с указанием детализированного перечня работ и услуг, своды данных по начислению гражданам платы за жилое помещение и коммунальные услуги, акты выполненных работ. Если часть работ по содержанию и ремонту общего имущества выполняется собственными силами, а часть приобретают у подрядчиков потребуются также регистры раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций. При едином режиме налогообложения у организации нет необходимости определять стоимость каждой работы и услуги отдельно и в бухгалтерском учете отражать реализацию каждой работы и услуги.
Напомним, что налогоплательщики могут отказаться от применения этих льгот в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 149 НК РФ.
УФНС по Республике Бурятия сообщает о новых льготах по НДС
О новых льготах по налогу на добавленную стоимость. Сообщение отдела налогообложения юридических лиц Управления.
Начать дискуссию