Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области в рамках кампании по сдаче отчетности за 2009 год обращается к главным бухгалтерам и сообщает следующее
В соответствии с главой 23 Налогового Кодекса налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде и ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.
Рассмотрим конкретно чем грозит главному бухгалтеру недостоверность представляемых сведений по справкам о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ, а именно занижение полученных доходов. Вопрос особенно актуален, поскольку наступает срок представления налоговой отчетности.
Имеющаяся в налоговых органах информация по организациям, выплачивающим заработную плату ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения за несколько отчетных периодов, (для справки: Постановлением Администрации Тверской области № 455-па от 27.10.2009г. величина прожиточного минимума за 3 квартал 2009г составила 5496,08 рублей) и ниже более, чем на 50% средней заработной платы по виду экономической деятельности, используется налоговиками в работе комиссий по легализации «теневой» заработной платы на протяжении последних 4 лет.
Так, за 2009 год налоговыми органами области проведено 397 комиссий по легализации «теневой» заработной платы, на которых заслушано 2,5 тысячи налогоплательщиков, из них 96,6 % пересмотрели и повысили заработную плату своим работникам.
Кроме того, низкая заработная плата является одним из основных критериев для отбора налогоплательщика в план проведения выездных налоговых проверок с целью выявления схем ухода от налогообложения и установлению фактов выплаты заработной платы в «конвертах».
Всего за 2009г. налоговыми органами области выявлено 33 случая применения схем на сумму 26 млн. руб., в том числе 24 «конвертных» схем на сумму нарушений 8,2 млн. рублей.
При этом первыми, кого затрагивают мероприятия налогового контроля (выемка документов, составление протокола допроса свидетелей) – главный бухгалтер организации, так как главный бухгалтер имеет право второй подписи, доступа к печати, документам. В соответствии с этим на него возложены особые обязанности и ответственность, отличные от обязанностей и ответственности других сотрудников.
В соответствии с п.4 ст.108 Налогового кодекса РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной и уголовной ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
Ответственность главного бухгалтера прописана в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В п. 2 ст. 7 данного Закона сказано, что главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Административная ответственность
Главой 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за целый ряд нарушений в области финансов, налогов и сборов, которую может понести бухгалтер (ст. ст. 15.3 - 15.9, 15.11).
Так, наряду с налоговой ответственностью за непредставление в установленный срок сведений по форме N 2-НДФЛ, отказ от представления указанных документов или представление этих сведений в неполном объеме, искаженном виде, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ):
За грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета (например искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее, чем на 10 %) и представления бухгалтерской отчетности предусмотрен штраф в размере от 2000 до 3000 рублей в соответствии со ст. 15.11 КоАП.
Уголовная ответственность.
В соответствии со ст. 199.1 Уголовного кодекса РФ главный бухгалтер может нести уголовную ответственность за неисполнение организацией обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). За названное деяние, совершенное в крупном размере, предусмотрена ответственность в виде:
- штрафа в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
- ареста на срок от четырех до шести месяцев;
- лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Так, что решайте сами.
УФНС по Тверской области информирует главных бухгалтеров
Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области в рамках кампании по сдаче отчетности за 2009 год обращается к главным бухгалтерам.
Начать дискуссию