Налоги, взносы, пошлины

УФНС по Свердловской области разъясняет вопросы налогообложения физлиц

Разъяснения по вопросам налогообложения физических лиц налогом на имущество физических лиц, земельным налогом и транспортным налогом.

Налог на имущество физических лиц

Вопрос: Гражданин зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства. Правомерно или нет признание данного объекта объектом налогообложения?

Ответ: В соответствии со ст. 1 Закона от 09.12.1991 № 2003–1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее Закон № 2003–1) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ст. 2 Закона № 2003–1 объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
В соответствии с п. 2.1 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности (далее - Порядок), утвержденного Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 № 87, оценке подлежат строения, помещения и сооружения определенного функционального назначения, принятые в эксплуатацию и зарегистрированные в делопроизводстве органов исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований как принадлежащие гражданам на праве собственности.
Оценке для целей налогообложения не подлежат строящиеся строения, помещения и сооружения (пункт 2.2 Порядка).
Исходя из вышеизложенного, объекты незавершенного строительства не могут быть признаны объектами обложения налогом на имущество физических лиц.

Вопрос: Каков порядок налогообложения в отношении имущества, находящегося в собственности несовершеннолетних граждан?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона 2003–1 налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, независимо от их возраста, имущественного положения и иных критериев.
Пунктом 2 ст. 27 Налогового кодекса РФ (далее Кодекс) предусмотрено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 26 и ст. 28 Гражданского кодекса РФ, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно.
Следовательно, правомочия по управлению данным имуществом, в том числе по исполнению обязанности по уплате налогов, осуществляют родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей.

Вопрос: Предоставляется ли льгота по налогу на имущество физических лиц гражданам проходящим военную службу по контракту во внутренних войсках Министерства внутренних дел?

Ответ: В соответствии со ст. 4 Закона № 2003–1 освобождены от уплаты налога военнослужащие.
Определение военной службы приведено в ст. 2 Закона РФ от 28.03.1998 № 53–ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В частности к военной службе относится особый вид федеральной государственной службы во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в том числе и добровольно (по контракту).
Документами, подтверждающими право на льготу, могут служить удостоверение воинской части или справка, выданная районным военным комиссариатом, воинской частью, военным образовательным учреждением профессионального образования, предприятием, учреждением или организацией Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР, Министерства внутренних дел СССР и соответствующими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Вопрос: Предоставляются ли на основании п. 2 ст. 4 Закона N 2003-1 льготы по налогу на имущество физических лиц ветеранам боевых действий в Чеченской Республике?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона 2003–1 налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия.
Понятие «интернациональный долг» предполагает выполнение каких-либо международных обязательств.
Чеченская Республика или иные регионы Российской Федерации не могут рассматриваться как «другие страны».
Таким образом, правовых оснований для предоставления льгот по налогу на имущество физических лиц налогоплательщикам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, не имеется.
Учитывая, что в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона 2003–1 органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать льготы по налогу на имущество физических лиц и основания для их использования налогоплательщиками, вопрос об освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц ветеранов боевых действий в Чеченской Республике может быть решен представительным органом муниципального образования.

Вопрос: Право собственности на объект недвижимости зарегистрировано на одного из супругов. Данный объект используется в предпринимательской деятельности другим супругом - индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения. Распространяется или нет действие льготы установленной ст. 346 Кодекса в отношении данного объекта налогообложения?

Ответ: В соответствии со ст. 256 Гражданского кодекса РФ и ст. 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона 2003–1 налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация права собственности осуществляется в порядке, установленном ст. 24 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219.
Следовательно, если право собственности на объект недвижимости зарегистрировано на одного из супругов, при этом данный объект используется в предпринимательской деятельности другим супругом, применяющим УСН, действие льготы, установленной ст. 346.11 Кодекса, на субъект регистрации права не распространяется.

Вопрос: Правомерно ли суммирование стоимостей жилого дома и здания магазина, находящихся в собственности индивидуального предпринимателя, применяющего ЕНВД, при определении ставки налога на имущество физических лиц в отношении жилого дома предпринимателя?

Ответ: В соответствии со ст. 3 Закона 2003–1 ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в установленных Законом пределах.
Кроме этого, представительным органам местного самоуправления предоставлено право определять дифференциацию ставок в установленных Законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования.
В случае, если представительным органом муниципального образования ставки налога на имущество физических лиц дифференцированы в зависимости от типа использования имущества (жилое или нежилое), то суммарная инвентаризационная стоимость должна определяться отдельно по каждому типу использования имущества.
В этом случае при определении ставки налога на имущество в отношении жилого помещения, принадлежащего физическому лицу, инвентаризационная стоимость нежилого помещения, принадлежащего этому же физическому лицу и используемого им в предпринимательской деятельности, не учитывается.
Если представительным органом муниципального образования ставки налога на имущество физических лиц установлены вне зависимости от типа использования имущества (жилое или нежилое), то суммарная инвентаризационная стоимость должна определяться в целом по всем объектам.
В этом случае инвентаризационная стоимость нежилого помещения, принадлежащего физическому лицу и используемого им в предпринимательской деятельности, учитывается при определении ставки налога на имущество в отношении жилого помещения, принадлежащего этому же физическому лицу, независимо от того, что у физического лица отсутствует обязанность по уплате налога в отношении данного нежилого помещения в связи с применением специального налогового режима.

Вопрос: Дом введен в эксплуатацию в июне 2007. Право собственности физического лица на квартиру в этом доме зарегистрировано в марте 2008. С какого момента возникает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона 2003–1 налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица–собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ст. 44 Кодекса обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, а обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Закон связывает возникновение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц с моментом приобретения физическим лицом права собственности.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество возникают у физического лица с момента государственной регистрации соответствующих прав на это.
Таким образом, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает с момента государственной регистрации прав на соответствующее имущество.
Согласно п. 5 ст. 5 Закона 2003–1 уплата налога на имущество физических лиц в отношении новых строений, помещений и сооружений производится с начала года, следующего за их возведением или приобретением.
Учитывая изложенное, в отношении новых объектов недвижимости обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает с начала года, следующего за их возведением или приобретением, но не ранее месяца регистрации права.
Земельный налог

Вопрос: Кто является плательщиком земельного налога за участок земли (проезд между участками), входящий в состав земельных участков, принадлежащих садоводческому товариществу, и относящийся к имуществу общего пользования?

Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
Учитывая изложенное, налогоплательщиком земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, является соответствующее садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение.
Вместе с тем правлением некоммерческого объединения может быть принято решение, предусматривающее компенсацию земельного налога в отношении земель общего пользования в виде взносов членов такого некоммерческого объединения.

Вопрос: Возникает ли обязанность по уплате земельного налога у физического лица - владельца гостиницы, если предыдущий владелец использовал земельный участок на основании акта безвозмездного срочного пользования при отсутствии правоустанавливающих документов? Заявлений о прекращении предыдущего права, а также оформлении прав на земельный участок под объектами недвижимости от нового владельца не поступало.

Ответ: В соответствии со ст. 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Статьей 131 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него (п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса).
Согласно ст. 35 Земельного кодекса РФ и ст. 552 Гражданского кодекса РФ при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и продавец недвижимости.
В соответствии пп. 1 п. 1 ст. 24 Земельного кодекса РФ в безвозмездное срочное пользование предоставляются земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления юридическим лицам, на срок не более чем один год.
Поэтому в силу данной нормы Земельного кодекса РФ покупателю вышеуказанной недвижимости не могло перейти право безвозмездного срочного пользования земельным участком, занимаемым этой недвижимостью.
Следовательно, если недвижимость находилась на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве безвозмездного срочного пользования, а покупателю согласно ст. 24 Земельного кодекса РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, то покупатель должен был оформить право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность.
Обращаем внимание на то, что к тем лицам, которые фактически пользуются земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, однако не являются плательщиками земельного налога или арендаторами этих земельных участков, собственник такого земельного участка - соответствующее публично-правовое образование, реализуя принцип платности использования земли, вправе предъявить требование, основанное на правилах о неосновательном обогащении, в соответствии с п. 2 ст. 1105 Гражданского кодекса РФ.
Данная правовая норма, в частности, находит отражение в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.08.2009 № ВАС-3236/07.

Вопрос: Вправе ли индивидуальный предприниматель, относящийся к категории налогоплательщиков, для которых п. 5 ст. 391 Кодекса предусмотрена льгота в виде уменьшения налоговой базы на 10 000 руб. претендовать на данную льготу в отношении земельного участка, используемого им для предпринимательской деятельности?

Ответ: В соответствии с п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» налогоплательщики - физические лица, которые, на основании п. 5 ст. 391 Кодекса, вправе претендовать на вычет из налоговой базы в размере 10 000 руб., могут воспользоваться им и в случае, когда соответствующий земельный участок используется этими гражданами для целей предпринимательской деятельности.

Вопрос: Индивидуальному предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок. На часть данного участка установлен частный сервитут для нужд собственника соседнего с земельным участком индивидуального предпринимателя земельного участка. Кто является плательщиком земельного налога в отношении указанного земельного участка?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 5 и п. 1 ст. 23 Земельного кодекса РФ обладателями сервитута признаются лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут). Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка, вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Пункт 2 ст. 274 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п. 3 ст. 274 ГК РФ).
Учитывая, что гл. 31 Кодекса не определены особенности налогообложения земельных участков, часть которых обременена сервитутом, собственник такого земельного участка признается плательщиком земельного налога в отношении всего земельного участка, в том числе часть которого обременена сервитутом (разъяснения Минфина РФ от 23.04.2009 №N 03-05-05-02/23).
Судебная практика указывает, что обладатели сервитута не являются плательщиками земельного налога, поскольку они не обладают земельными участками ни на праве собственности, ни на праве постоянного (бессрочного) пользования, ни на праве пожизненного наследуемого владения (например, Постановление ФАС Уральского округа от 13.04.2009 № Ф09-5772/08-С3).

Вопрос: Каков порядок представления в налоговый орган расчетов авансовых платежей по земельному налогу предпринимателем применяющим одновременно различные специальные налоговые режимы ЕСХН и ЕНВД .

Ответ: В соответствии с п. 22 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», обязанность в представлении в налоговые органы расчетов авансовых платежей по земельному налогу физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, использующими принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, применяющими специальные налоговые режимы, установленные гл. 26.1 и 26.2 Кодекса (ЕСХН, УСН), отсутствует.
В случае, если земельный участок используется в предпринимательской деятельности, облагаемой наряду с ЕСХН и УСН, иными режимами налогообложения (ЕНВД, общеустановленная система налогообложения), порядок представления отчетности следующий:
Согласно п. 7 ст. 346.26 Кодекса предприниматели, применяющие различные режимы налогообложения, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению каждым режимом.
В случае невозможности обеспечения раздельного учета недвижимого имущества, налоговая база объекта налогообложения может быть определена пропорционально доле суммы дохода от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе деятельности облагаемой каждым режимом налогообложения, в общей сумме дохода от реализации продукции (работ, услуг) или пропорционально доле площади, используемой для деятельности, в общей площади рассматриваемого объекта.

Вопрос: Наследник в заявлении о принятии наследства, поданном нотариусу указал, что принимает в наследство только жилой дом, а от земельного участка отказывается.
Признается ли он плательщиком земельного налога?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.
На основании п. 3 ст. 1158 Гражданского кодекса РФ отказ от части причитающегося наследнику наследства не допускается.
Из изложенных положений гражданского законодательства следует, что наследник не вправе принять из состава наследства только определенную часть (в данном случае - жилой дом), отказавшись от принятия другой части (в данном случае - земельного участка).
Правомерность подобных выводов подтверждается п. 11 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утвержденных Правлением Федеральной нотариальной палаты 28.02.2006, а также судебной практикой.
Следовательно, в указанной ситуации физическое лицо является плательщиком земельного налога с земельного участка, право собственности на который перешло к нему по наследству.

Транспортный налог

Вопрос: В течении месяца сменился владелец автотранспортного средства. Согласно порядку налогообложения, установленному п. 3 ст. 362 Кодекса налоговый период по данному объекту составит 13 месяцев. Правомерно ли это?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 362 Кодекса, в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Учитывая изложенное, действительно налоговый период в отношении транспортного средства, владелец которого сменился в течении одного месяца, составляет 13 месяцев.

Вопрос: Как следует из ПТС и свидетельства о регистрации, выданных физическому лицу на принадлежащее ему автотранспортное средство, оно отнесено к категории "B", а тип этого транспортного средства определен как "фургон". Какая ставка транспортного налога должна применяться при налогообложении данного транспортного средства?

Ответ: В соответствии с п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 134) в строке 4 ПТС «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, предусмотренной Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968, где к категории «B» отнесены автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
Согласно определениям категории транспортных средств, данным в Приложении N 3 к вышеназванному Положению о ПТС, к автомобилям с вышеперечисленными характеристиками категории «B» отнесены как транспортные средства для перевозки пассажиров (т.е. легковые автомобили), так и транспортные средства для перевозки грузов (т.е. грузовые автомобили).
Следовательно, категория «B» в равной степени может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям массой до 3,5 т.
В рассматриваемом случае данные, указанные в ПТС по строке 3 «Наименование (тип ТС)», характеризуют спорное транспортное средство, согласно его конструкторским особенностям и назначению как «фургон», но при этом без указания информации о том, что оно относится к легковым или грузовым.
Таким образом, принимая во внимание совокупность имеющихся данных, включая указанные в ПТС и свидетельстве о регистрации сведения о типе спорного транспортного средства, а также руководствуясь п. 7 ст. 3 Кодекса, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, налогообложение транспортного средства следует осуществлять по ставке, применяемой в отношении легковых автомобилей.

Вопрос: Физическое лицо в связи с изменением своего места жительства в течение одного месяца сняло принадлежащее ему автотранспортное средство с регистрационного учета и зарегистрировало его по новому месту жительства на территории одного и того же субъекта Российской Федерации. Поскольку согласно п. 3 ст. 362 Налогового кодекса РФ в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц, означает ли это, что в рассматриваемом случае налогоплательщик должен уплатить транспортный налог дважды за один и тот же месяц, в котором происходила перерегистрация принадлежащего ему транспортного средства?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 363 Кодекса уплата транспортного налога производится налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, по месту нахождения транспортных средств.
Согласно пп. 2 п. 5 ст. 83 Кодекса местом нахождения автотранспортного средства признается место его государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника этого автотранспортного средства.
Пунктом 24 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001, установлено, что транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах гражданина Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета. В случаях изменения места регистрации (жительства) физического лица, за которым зарегистрировано транспортное средство, это транспортное средство подлежит снятию с регистрационного учета (п. п. 5 и 34 Правил).
Таким образом, транспортный налог на автотранспортные средства, зарегистрированные на физических лиц, подлежит уплате по месту регистрации (жительства) этого лица, указанному в паспорте гражданина Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 362 Кодекса установлено, что в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Как следует из рассматриваемой ситуации, в течение одного месяца в связи с изменением места жительства физического лица произведены снятие принадлежащего ему автотранспортного средства с регистрационного учета и регистрация этого транспортного средства по новому месту жительства указанного лица, т.е. в данном случае перерегистрация автотранспортного средства осуществлена на того же налогоплательщика.
Следовательно, в рассматриваемом случае смены лица, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство, не произошло.
Кроме того, произведенные в одном месяце действия по снятию автотранспортного средства с регистрационного учета и его государственная регистрация (перерегистрация) осуществлены в одном и том же субъекте Российской Федерации, на территории которого действует единый закон о транспортном налоге.
При данных обстоятельствах применение вышеуказанной нормы п. 3 ст. 362 Кодекса приведет к двойному налогообложению одного объекта налогообложения у одного налогоплательщика одним и тем же налогом в одном налоговом периоде, что противоречит положениям ст. 3 Кодекса, которая закрепляет принципы равенства налогообложения и экономическую обоснованность установления налогов.
В этой связи Минфин России в Письмах от 27.03.2007 № 03-05-06-04/16 и от 25.12.2007 №N 03-05-06-04/45 разъяснил, что положение п. 3 ст. 362 Кодекса в части, определяющей месяц регистрации и снятия с регистрации транспортного средства как один полный месяц, применяется только при приобретении, реализации (отчуждении или уничтожении) транспортного средства.
Учитывая изложенное, если перерегистрация одного и того же автотранспортного средства осуществлена на одного и того же налогоплательщика в одном месяце, то указанная норма п. 3 ст. 362 Кодекса не применяется, а исчисление суммы транспортного налога, должно производиться в общем порядке, т.е. с учетом общего количества месяцев регистрации данного транспортного средства на налогоплательщика.
Местом нахождения автотранспортного средства, в течение одного месяца снятого физическим лицом с регистрационного учета и вновь зарегистрированного (перерегистрированного) по новому месту жительства (регистрации) этого физического лица, признается место регистрации автотранспортного средства по состоянию на первое число этого месяца.
Начиная с месяца, следующего за месяцем перерегистрации автотранспортного средства, транспортный налог подлежит уплате по новому месту регистрации (жительства) физического лица, на которого зарегистрировано это автотранспортное средство.

Вопрос: Есть ли обязанность уплачивать транспортный налог, если транспортное средство физически не существует, но соответствующие документы о его утрате и снятии с учета еще не оформлены налогоплательщиком?

Ответ: Согласно ст. 357 Кодекса плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Пунктом 1 ст. 362 Кодекса установлено, что сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
В разъяснениях Минфина РФ указано, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного транспортного средства у налогоплательщика. Так как вопросы, касающиеся снятия с государственной регистрации автотранспортных средств, относятся к компетенции ГИБДД МВД России, по данному вопросу следует обращаться в указанные органы. В случаях разногласий с органами ГИБДД МВД России данный вопрос может быть решен в судебном порядке (Письма Минфина РФ от 26.11.2008 № 03-05-06-04/71, от 06.05.2006 № 03-06-04-04/15 и от 01.04.2008 №N 03-05-05-04/05).
Данный вывод также поддерживается арбитражной практикой (ФАС Уральского округа от 27.10.2008 № Ф09-7763/08-С3, от 04.09.2008 № Ф09-6258/08-С3 и от 18.10.2007 № Ф09-8501/07-С3).

Вопрос: В каком порядке и на основании каких документов транспортные средства, зарегистрированные на отнесенных к сельскохозяйственным товаропроизводителям физических лиц, ведущих личное подсобное хозяйство, освобождаются (в соответствии с положениями с пп. 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ) от налогообложения транспортным налогом?

Ответ: В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 358 Кодекса тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не являются объектом налогообложения транспортным налогом.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» к сельскохозяйственным товаропроизводителям также отнесены граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Указанные граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. При этом регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.
В целях реализации нормы, установленной в пп. 5 п. 2 ст. 358 Кодекса, если у физического лица имеется документ, удостоверяющий его право собственности на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, то перечисленные в пп. 5 п. 2 ст. 358 Кодекса транспортные средства, зарегистрированные на это физическое лицо (и (или) на членов его семьи, совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства) и используемые по их прямому назначению (т.е. в данном случае - для ведения на указанном земельном участке личного подсобного хозяйства), не рассматриваются как объект налогообложения транспортным налогом

Вопрос: Автомобиль перешел в собственность физического лица в порядке наследования. Как осуществляется налогообложение транспортным налогом наследника.
1. Смерть наступила до вручения налогового уведомления (01.09.2008). Наследник принял наследство и зарегистрировал автомобиль на себя через шесть месяцев (01.03.2009).
2. Смерть наступила после вручения налогового уведомления (15.03.2009). Налог уплачен не был. Наследник принял наследство и зарегистрировал автомобиль на себя через шесть месяцев (15.09.2009).
3. Сведения о том, что на наследодателя был зарегистрирован автомобиль в предыдущие налоговые периоды, из ГИБДД поступили в налоговый орган после смерти.

Ответ: В соответствии со ст. 44 Кодекса обязанность по уплате налога прекращается со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 363 Кодекса налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Статьей 52 Кодекса предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 1175 Гражданского Кодекса РФ каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя, в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
На основании поступивших от нотариуса сведений о выданном свидетельстве о праве на наследство, налоговый орган должен сумму налога, причитающуюся наследодателю, исчислить наследнику.
1. Если физическим лицом - налогоплательщиком до его смерти не было получено налоговое уведомление на уплату транспортного налога, то при отсутствии его обязанности по уплате этого налога не возникает и соответствующая задолженность у наследника умершего физического лица (письмо Министерства финансов РФ от 25.03.2009 № 03–05–06–04/33).
Обязанность наследника по уплате транспортного налога возникает с месяца в котором автомобиль был на него зарегистрирован.
2. Если налоговое уведомление наследодателем было получено, следовательно у него возникла обязанность по уплате налога. Так как, в силу сложившихся обстоятельств, налог наследодателем уплачен не был, налог должен быть уплачен наследником. При этом налог исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев с начала года налогового периода по месяц в котором наследство было открыто.
3. Налогообложение транспортным налогом осуществляется в порядке описанном 1.
Иные вопросы

Вопрос: Является ли подтверждением вручения налогового уведомления квитанция о направлении заказного письма? Налогоплательщик по месту регистрации не проживает, в связи с чем уведомление получить не мог.

Ответ: В соответствии со ст. 52 Кодекса В случаях, когда, обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В случае, если налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 28.01.2001 № 5 в силу прямого указания закона (признание платежных документов полученными налогоплательщиком по истечении шести дней с даты направления заказного письма) данная налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) заказного письма.

Вопрос: Имеет ли право налоговый орган производить исчисление транспортного и земельного налогов гражданам своевременно не привлеченным к налогообложению по аналогии с налогом на имущество физических лиц?

Ответ: В связи с вступлением в силу Федерального Закона от 28.11.2009 № 283–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в главы 28 и 31 Налогового Кодекса РФ (далее Кодекс), в части произведения перерасчета налогов физическим лицам, своевременно не привлеченным к уплате транспортного и земельного налогов.
В соответствии с п. 3 ст. 363 и п. 4 ст. 397 Кодекса направление налоговых уведомлений на уплату земельного и транспортного налогов допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Следует обратить внимание на то, что уплата производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
То есть, в случае если перерасчет производится одновременно с исчислением сумм налога текущего налогового периода, в налоговое уведомление вручаемое по итогам года могут быть включены суммы перерасчета только за два предыдущих налоговых периода.
В связи с изложенным, в целях охвата перерасчетом трех предыдущих налоговых периодов, налоговое уведомление должно быть вручено налогоплательщику в течении года, когда была обнаружена ошибка в налогообложении, либо установлен факт признания физического лица плательщиком налога за предыдущие годы.

Отдел налогообложения физических лиц

Начать дискуссию