С 1 января 2010 года Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 287-ФЗ внесены изменения в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, которая предоставляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, при условии приобретения ими коммунальных услуг у организаций, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
При этом сами коммунальные услуги, реализуемые управляющим компаниям, товариществам собственников жилья и другим вышеназванным налогоплательщикам, организациями коммунального комплекса, а также поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями от налогобложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ не освобождаются.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость по коммунальным услугам, предъявленные управляющим организациям и ТСЖ организациями коммунального комплекса, поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, включаются управляющими организациями и ТСЖ в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат.
Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом налога на добавленную стоимость, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Аналогичный порядок применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость установлен подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса по работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
От налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). При этом работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, реализуемые управляющим организациям и ТСЖ, организациями и индивидуальными предпринимателями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги), от налогообложения налогом на добавленную стоимость не освобождены.
Кроме того, Кодексом не предусмотрено освобождение от налогообложения коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работ (услуг) по управлению многоквартирными домами и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций и ТСЖ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 149 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 Кодекса, вправе отказаться от освобождения от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
В случае отказа от освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость налогообложение и налоговые вычеты по товарам (работам услугам), приобретаемым для осуществления этих операций, производятся в общеустановленном порядке.
Также с 1 января 2010 года согласно пункту 3 статьи 162 Кодекса в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями и ТСЖ, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. При этом освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость ремонтных работ, оплачиваемых за счет средств данного резерва, Кодексом не предусмотрено.
В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденным приказом Минфина России от 15.10.2009 №104 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения» ( далее Порядок) операции, не признаваемые объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость и операции, не подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость, подлежат отражению в разделе 7 налоговой декларации.
При этом в графе 1 по строке 010 раздела 7 декларации отражаются коды операций в соответствии с приложением №1 к Порядку.
Вместе с тем, коды с перечнем операций, предусмотренные п.2 ст.146 и ст.149 Кодекса, приведенные в приложении к Порядку, не содержат норм пп.29 и 30 п.3 ст.149 Кодекса.
Принимая во внимание необходимость отражения налогоплательщиками в разделе 7 декларации операций, поименованных пп.29 и 30 п.3 ст.149 Кодекса, до внесения соответствующих изменений в приложении №1 к Порядку налогоплательщики вправе отразить данные операции под следующими кодами:
1) по коду 1010262 – операции, указанные в пп. 29 п.3 ст.149 Кодекса;
2) по коду 1010263 – операции, указанные в пп. 30 п.3 ст.149 Кодекса.
Инспекция ФНС России по Алданскому району РС(Я)
ИФНС по Алданскому району Якутии сообщает об изменениях в налогообложении ТСЖ
От налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг.
Начать дискуссию