Новости ФНС

Зарплата в «конверте» лишает работника пенсионных накоплений

Интервью с заместителем начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по РС(Я) Ф.А. Томтосовым.

Обеспечение контроля за полнотой и своевременностью поступлений налогов в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе в региональные бюджеты и государственные внебюджетные фонды - основная задача налоговых органов.

Главными источниками доходов региональных бюджетов являются два налога: налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Они обеспечивают более 75% поступлений. Кроме того, эти два налога вкупе с единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование обеспечивают более 55% доходов бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому работа по легализации налоговой базы выделилась как одно из важных направлений деятельности налоговой службы. Это целый комплекс организационных мероприятий.

Сегодня наша беседа посвящена актуальной теме социального, экономического характера – легализации теневой заработной платы. На вопросы отвечает Федор Алексеевич Томтосов, заместитель начальника Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Саха (Якутия).

Суть теневой заработной платы в том, что часть зарплаты выдается по ведомости, под роспись работника. Это официальная зарплата. Другая часть официально нигде не отражается, выдаётся на руки. Так ведётся двойная бухгалтерия. Почему работа по легализации теневой заработной платы вышла на передний план? В чём состоит её социальное значение?
Поступления некоторых налогов напрямую зависят от доходов населения. Поэтому крайне важно вести контроль за достоверностью налоговой базы с фонда оплаты труда.
По данным Росстата, доля скрытой оплаты труда на протяжении последних нескольких лет имела тенденцию к росту. Налоговая база оставалась на одном уровне в течение нескольких лет. Это обстоятельство потребовало новых методов работы. Налоговая служба инициировала создание комиссий по легализации теневой заработной платы. Они действуют как в налоговых органах, так и при администрациях муниципальных образований.

В чём заключается работа этих комиссий?
Наша работа с налогоплательщиками в рамках комиссии построена на изучении и анализе их финансово-хозяйственной деятельности. В её ходе определяется круг плательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности. Я бы хотел сделать важный акцент: задача комиссии - не повышение заработной платы, а обеспечение достоверности налоговой базы.
Обязательно учитываются объективные условия деятельности конкретных организаций, не позволяющие работодателям выплачивать более высокую заработную плату. Это бюджетные, сельскохозяйственные, сезонные организации.

Сколько налогоплательщиков города Якутска находятся в зоне риска? В каких отраслях экономики преобладает теневая заработная плата?
В 2009 году в зоне риска оказалось 118 налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по отрасли.
Основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы, - оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства.
За 2009 год из 118 налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, рассмотрено на комиссии налоговой инспекции 84.

Каковы результаты работы комиссии по легализации теневой заработной платы? Позволили ли проводимые меры снизить долю скрытой оплаты труда?
76 налогоплательщиков за этот период увеличили налоговую базу за счёт повышения заработной платы. В том числе 34 повысили заработную плату менее чем до среднего уровня по отрасли. 42 работодателя повысили до среднего уровня
Одновременно отмечается рост поступлений налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и единого социального налога (ЕСН) за прошлый год.
Ускорение темпа роста поступлений НДФЛ, ЕСН и темпов роста заработной платы во многом достигнуто в результате работы комиссии по легализации теневой зарплаты.
По нашей экспертной оценке, дополнительные поступления ЕСН и страховых взносов в ПФР в результате легализации налоговой базы за 2009 год составили 5 034 тыс.руб. Такой эффект работы налоговой инспекции - результат качественного анализа и аргументированного диалога с налогоплательщиками.
Дополнительные поступления по НДФЛ по итогам 2009 года – 2 901 тыс.руб. Итого дополнительно начислены зарплатные налоги на общую сумму 7 935 тыс.руб.
Важнейшим аспектом проводимой работы является обеспечение доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов. По оценкам налоговой службы, поступления ЕСН в государственные внебюджетные фонды (в результате легализации налоговой базы) значительно превышают показатели, предусмотренные в федеральных законах о соответствующих бюджетах.
15 организаций не повысили среднюю заработную плату до среднеотраслевой. Это организации, учредителями которых выступают иностранные граждане. По ним передано заключение на проведение выездной налоговой проверки.

Есть граждане, которые работают у частников без оформления трудовых договоров. Эти факты тоже можно рассматривать как сокрытие доходов. Касается ли работа по легализации подобных случаев?
Легализация заработной платы оказывает существенное влияние и на легализацию трудовых отношений. Подтверждением тому служат данные о представлении налоговыми агентами справок о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ). Так, по итогам работы комиссии количество представленных сведений о доходах физических лиц в 2008 году увеличилось более чем на 348 и составило 3701 сведение.

Как мы знаем, при окружной администрации «Город Якутск» также работает межведомственная комиссия по легализации теневой заработной платы. Взаимодействуете ли вы с этой комиссией?
Мы работаем в одном направлении, сотрудничество налажено.
В инспекции сформирован список из 156 налогоплательщиков, которые выплачивают заработную плату ниже прожиточного минимума и среднеотраслевого уровня по г. Якутску. Он направлен в межведомственную комиссию администрации для проведения работы. На её заседаниях рассмотрены 39 налогоплательщиков из списка. Из них 33 – юридические лица, 6 – индивидуальные предприниматели.
Поступил запрос Комитета экономики, прогнозирования и ценообразования окружной администрации г. Якутска. По нему сформирован список из 44 работодателей, использующих труд иностранных работников и выплачивающих зарплату ниже прожиточного минимума и среднеотраслевого уровня по г. Якутску. Комиссия администрации продолжает вести работу с этими налогоплательщиками и в этом году.
Также межведомственной комиссией направлено письмо в отдел по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью МВД РС(Я) для принятия мер в отношении семи частных охранных предприятий.

Какие дополнительные контрольные мероприятия проводятся с целью легализации теневой заработной платы?
Некоторые организации – «упрощёнцы» не начислили страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2008 год. Но в декларации по УСН отражены доходы. Им направлено 695 требований о представлении пояснений.
Проведён анализ по выпискам по операциям на счетах организаций за 2008 год. Выявлены организации, у которых крупный оборот денежных средств по счетам, а также движение по выдаче зарплаты. Но они представили нулевую отчётность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год. По результатам комиссия провела работу с 6 организациями.

В рамках легализации ведётся работа с убыточными организациями. Налоговая служба исходит из того, что бизнес должен приносить прибыль.
Акцент в работе комиссий по легализации теневой заработной платы был сделан на легализацию налоговой базы плательщика в целом. В том числе на контроль за деятельностью убыточных организаций. По данным ФНС России, 20% организаций работали с убытками. С учётом организаций, декларирующих нулевые результаты финансово-хозяйственной деятельности, это 42%. Иначе говоря, около половины организаций в России не платят налог на прибыль. В экономических интересах страны это недопустимо.
Понятно, что при открытии бизнеса возможны убытки. Однако в соответствии с гражданским законодательством целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли. Не просто дохода, а прироста имущества в результате деятельности. Убыток в финансовой отчётности в течение нескольких налоговых периодов - это наиболее вероятный признак неполного отражения в отчётности результатов хозяйственной деятельности. Поэтому работа налоговых органов в первую очередь проводится с теми организациями, которые заявляют убытки более двух лет и у которых имеются значительные отклонения в бухгалтерской и налоговой отчётности.

По каким видам экономической деятельности наблюдаются убыточные организации?
Основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольшее количество убыточных организаций, - оптовая и розничная торговля, строительство, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. То есть почти те же отрасли, в которых высока доля скрытой оплаты труда.
Для приглашения на заседания комиссии был определён круг из 65 организаций. За прошлый год рассмотрена деятельность 55 организаций.

Каковы итоги работы с убыточными организациями?
На комиссиях проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций из зоны риска, изучаются их товарные, финансовые потоки. Кроме того, анализируется информация, поступающая из различных ведомств. В результате налоговым органам предоставляется возможность с высокой долей вероятности определить налоговые риски и круг налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.
Итоги работы комиссии таковы. 7 организаций перестали заявлять убытки. По итогам 2008 года они представили декларации с отражением прибыли в размере 2289 тыс.руб., исчислен налог 480 тыс.руб.
8 организаций или 14,5 % из явившихся на заседания комиссии, представили уточнённые налоговые декларации по налогу на прибыль. Тем самым уменьшили убытки на 25427 тыс.руб. и заявили дополнительно прибыль на 865 тыс.руб. Сумма исчисленного налога по уточнённым декларациям составила 207 тыс.руб. Причём уменьшение убытков сегодня - это прибыль будущих налоговых периодов.
5 организаций представили 10 уточнённых деклараций по НДС. По некоторым организациям сформированы заключения и переданы в отдел выездных проверок.
В 2009 году проведено 8 выездных налоговых проверок организаций, рекомендованных комиссией. Итогом завершённых выездных проверок стало уменьшение убытков на 6711,6 тыс.руб. Общие доначисления по налогам составили 2984,1 тыс.руб.
Обратите внимание: речь идет о результатах проверок организаций, отобранных по рекомендациям комиссии. Как следствие - рост налоговой базы и увеличение поступлений в бюджеты.

Сегодня стали говорить о новом подходе к проверкам. Что это означает?
Безусловно, основная функция Федеральной налоговой службы - контроль и надзор за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет. Но на сегодняшний день наиболее актуально решать эту задачу не фискальными мерами, а за счёт повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщика.
Налоговая служба декларирует процесс планирования выездных налоговых проверок как открытый процесс, публикует критерии риска, по которым проводится отбор налогоплательщиков к проверке. Тем самым озвучены некие правила игры, соблюдая которые, плательщик получает зону налоговой стабильности. Многие налогоплательщики поняли и приняли эти правила.
Добровольное декларирование дополнительных налоговых обязательств - не только дополнительные поступления в бюджет.
Для нас особенно важно, что эти средства поступают своевременно и для их администрирования сотрудникам налоговых органов не нужно тратить время и силы на судебные разбирательства.
Можно и нужно приветствовать инициативы налогоплательщиков, которые добровольно уточняют налоговые обязательства к доплате как в рамках камеральных, так и в рамках выездных налоговых проверок.

В рамках легализации теневой заработной платы налоговая служба работает самостоятельно или объединяет свои усилия с другими контролирующими органами?
В работе по легализации налоговой базы очень важно, насколько эффективно комиссия взаимодействует с администрациями муниципальных образований, инспекцией по труду, государственными внебюджетными фондами.
Сегодня можно констатировать, что в работе комиссии участие принимают представители государственных внебюджетных фондов, инспекции по труду, правоохранительных органов. Есть поддержка инициативы налоговой службы в совместных усилиях по легализации налоговой базы.

Смысл серой зарплаты - недопоступление денег в бюджет, уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов, двойная бухгалтерия. А для самого работника чем чревато получение зарплаты в конверте?
Каждый работник, получающий зарплату в конверте, должен отдавать себе отчёт в том, что он лишает себя пенсионных накоплений, которые в свою очередь влияют на величину будущей пенсии, а также на право использования налоговых вычетов в полном объеме.
Легализация трудовых отношений – это, прежде всего, социальные гарантии граждан: возможность заявить социальные и имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение. То есть эффект работы налоговых органов - это еще и социальные гарантии государства.

Сегодня стали говорить о добровольном декларировании доходов. Это значит, человек, получивший серую зарплату, может сам продекларировать доход и уплатить налог.
Хотелось бы обратить внимание тех работников, которые получили доход, с которого не был удержан работодателем (налоговым агентом) налог. Они обязаны самостоятельно в срок до 30 апреля следующего года задекларировать такой доход по месту своего жительства и до 15 июля самостоятельно уплатить налог.

Получение теневой заработной платы – это сокрытие доходов, правонарушение. Какая ответственность предусмотрена в законодательстве?
Если налогоплательщик обязан представить, но не представил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц, то он несёт ответственность в виде штрафа. Она предусмотрена пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации,
Кроме того, имеется ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица. Она установлена статьей 198 Уголовного кодекса Российской Федерации
Однако следует иметь в виду, что принят новый закон. Он касается случаев неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме. Закон предусматривает обязанность налогового органа, выявившего в результате налоговой проверки факт совершения налогового преступления. А именно, предупредить налогоплательщика о направлении материалов в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Более того, этот закон предусматривает прекращение уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налогового преступления. Это происходит в том случае, если до окончания предварительного расследования ущерб, причинённый бюджетной системе Российской Федерации в результате этого преступления, возмещён в полном объеме.


Отдел работы с налогоплательщиками
Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по РС(Я)

Начать дискуссию