Земельный налог

За год налоговики Бурятии мобилизовали в бюджет 528,7 млн. рублей земельного налога

Статья «О земельном налоге замолвим словечко». Статья отдела налогообложения юридических лиц Управления.

За 2009 год налоговыми органами мобилизовано в бюджет 528,7 млн. рублей земельного налога. Данный налог является одним из основных источников пополнения бюджетов поселений и городских округов.

В связи с произведенной переоценкой кадастровой стоимости земельных участков, в последние годы наблюдается значительный рост поступлений земельного налога: в 2009 году по сравнению с 2008 годом – в 1,4 раза; в 2008 году по сравнению с 2007 годом – в 1,9 раза.

Анализ результатов проводимой контрольной работы налоговых органов Республики Бурятия показывает, что не всеми налогоплательщиками добросовестно исполняется обязанность по правильному и своевременному исчислению и уплате земельного налога. Так, только в 2009 году налоговыми органами в ходе проведения мероприятий налогового контроля дополнительно доначислено земельного налога, пеней и штрафов на сумму 36,4 млн. рублей. Кроме того, в целях устранения нарушений налогового законодательства налогоплательщиками по требованию налоговых органов представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу на сумму к уплате в бюджет более чем на 28,5 млн. рублей.

Характерными нарушениями при исчислении земельного налога являются занижение кадастровой стоимости земельных участков, занижение количества облагаемых объектов налогообложения, а также нарушения порядка заполнения налоговой отчетности (не указываются, либо указываются неправильно кадастровые стоимости, не определяются доли, неправильно указываются кадастровые номера земельных участков).

Бюджетными учреждениями и организациями, полностью и частично финансируемыми из местного бюджета и имеющими льготу в виде освобождения от уплаты земельного налога, также допускаются неправильное заполнение налоговых деклараций. Так, ими не проставляются коды налоговых льгот, не указываются либо указываются неправильно суммы налоговых льгот, не определяются доли земельных участков. Таким организациям следует в обязательном порядке заполнять следующие строки в разделе 2 налоговой декларации:

1) в соответствующем отведенном поле - кадастровый номер земельного участка;

2) по строке с кодом 010 - код бюджетной классификации;

3) по строке с кодом 020 - код по ОКАТО муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок;

4) по строке с кодом 030 - код категории земель;

5) по строке с кодом 050 - кадастровая стоимость земельного участка;

6) по строке с кодом 060 - доля налогоплательщика в праве на земельный участок (в виде правильной простой дроби);

7) по строке с кодом 130 - код налоговой льготы, предоставленной в виде освобождения от налогообложения - 3022400;

8) по строке с кодом 140 - сумма налоговой льготы, определяемая с учетом коэффициента К1, значение которого указано по строке с кодом 180, налогоплательщиками, имеющими право на льготу, установленную в виде освобождения от налогообложения, т.е. (значение по строке с кодом 050 x (1 - значение по строке с кодом 180));

9) по строке с кодом 170 - количество полных месяцев использования налогоплательщиком налоговой льготы. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц;

10) по строке с кодом 180 - коэффициент К1, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

Значение по строке с кодом 180 приводится в десятичных дробях с точностью до десятитысячных долей.

В случае, если в течение всего налогового периода у налогоплательщика не возникало право на налоговую льготу, то по строке с кодом 170 указываются "--", а по строке с кодом 180 указывается "1,0---";

11) по строке с кодом 190 - налоговая база, определяемая как кадастровая стоимость (доля кадастровой стоимости) земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и рассчитанная как разность значений по строке с кодом 050 и по строке с кодом 140;

12) по строке с кодом 200 - налоговая ставка;

13) по строке с кодом 210 - количество полных месяцев владения земельным участком в течение налогового периода. При этом если возникновение (прекращение) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав;

14) по строке с кодом 220 - коэффициент К2, который применяется для исчисления земельного налога в случае правообладания земельным участком в течение неполного налогового периода.

Коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, указанных по строке с кодом 210, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

При этом значение по строке с кодом 220 приводится в десятичных дробях с точностью до десятитысячных долей.

В случае, если земельный участок использовался в течение всего налогового периода, то по строке с кодом 210 указывается "12", а по строке с кодом 220 указывается "1,0---";

15) по строке с кодом 230 - сумма исчисленного земельного налога за налоговый период, рассчитанная как произведение налоговой базы, указанной по строке с кодом 190, налоговой ставки, указанной по строке с кодом 200, и коэффициента К2, указанного по строке с кодом 220, деленное на сто.

16) по строке с кодом 280 - исчисленная сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период;

30) по строке с кодом 290 - сумма всех авансовых платежей по земельному налогу, подлежащая уплате в бюджет за все отчетные периоды.

Некачественное исполнение налогоплательщиками своих обязанностей по полному и правильному исчислению земельного налога приводит к несвоевременному пополнению доходной части местных бюджетов.

В связи с вышеизложенным, в целях недопущения указанных нарушений при заполнении налоговой отчетности по земельному налогу необходимо в обязательном порядке использовать рекомендации о порядке их заполнения, утвержденного приказом Минфина России от 16.09.2008 №95н.



УФНС России по Республике Бурятия

Начать дискуссию