В настоящий момент система досудебного рассмотрения налоговых споров является одним из приоритетных направлений общей государственной политики, направленной на снижение числа споров с участием государственных органов в арбитражных судах, количество которых согласно статистическим данным до момента создания подразделений досудебного аудита постоянно возрастало.
Итоги работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров с момента создания подразделений досудебного аудита по настоящее время свидетельствуют о достигнутых положительных результатах реализации соответствующих задач.
Все больше заявителей отдают предпочтение досудебной процедуре урегулирования налогового спора.
Так, в 2009 году количество обжалований налогоплательщиками в вышестоящий налоговый орган - в УФНС России по Республике Бурятия, актов ненормативного характера увеличилось на 14 процентов по сравнению с 2008 годом.
Анализ рассмотренных жалоб на стадии досудебного урегулирования налоговых споров показывает, что чаще всего налогоплательщики не согласны с доначислениями налогового органа, связанными с установлением факта нереальности хозяйственных операций с контрагентами, т.е. спорные моменты возникают по операциям налогоплательщика со своими поставщиками.
Необходимо отметить, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды - этот наиважнейший постулат сформулирован в пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".
Однако одновременно указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
При приведении налоговым органом веских оснований в пользу недобросовестности налогоплательщика (например, доказать, что поставщик в действительности хозяйственные операции не осуществлял и налоги в бюджет не уплачивал, при этом в систему ("цепочку") поставок и взаиморасчетов были вовлечены организации, зарегистрированные по подложным или утерянным документам или несуществующим адресам, либо была использована схема взаимодействия поставщика и покупателя, указывающая на недобросовестность участников хозяйственных операций), суд поддерживает доводы налоговиков и в результате отказ в праве на вычет по НДС, а также - в праве уменьшить на сумму таких расходов налоговую базу по налогу на прибыль.
На стадии досудебного урегулирования налоговых споров в УФНС России по Республике оставлены без удовлетворения требований 74 налогоплательщиков, из которых более 8 процентов жалоб налогоплательщиков не удовлетворены в результате непроявления налогоплательщиками необходимой меры осторожности и осмотрительности при выборе контрагента.
На основе проведенных контрольных мероприятий, в том числе совместно с правоохранительными органами, инспекциями сделаны выводы о мнимости сделки между налогоплательщиками и его контрагентами. Налоговым органом доказано, что сторонами по сделке совершались умышленные действия в целях получения необоснованной налоговой выгоды.
Суды первой инстанции, оценив представленные доказательства согласились с выводами налоговиков о том, что договоры, заключенные между предпринимателями и его контрагентами являются мнимыми сделками, то есть заключенными лишь для вида, без намерения создать соответствующие им правовые последствия, следовательно эти сделки ничтожны.
Во избежании подобных ситуаций налогоплательщику заранее нужно позаботиться о получении документов, подтверждающих осуществление контрагентом реальной предпринимательской деятельности. В противном случае, существует риск того, что по результатам рассмотрения дела суд признает правоту налогового органа.
УФНС по Бурятии напоминает о последствиях недолжной осмотрительности при выборе контрагента
Последствия недолжной осмотрительности при выборе контрагента. Статья отдела налогообложения юридических лиц Управления.
Начать дискуссию