Новости ФНС

МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртии уточняет права налоговых органов и обязанности налогоплательщиков

О правах налоговых органов и обязанностях налогоплательщиков Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике отвечает на часто задаваемые вопросы налогоплательщиков.

Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике отвечает на часто задаваемые вопросы налогоплательщиков

Вопрос:
Вправе ли налоговые органы повторно истребовать документы, которые ранее были представлены налогоплательщиком?

Ответ:
Такое право у налоговых органов с 1 января 2010 г. утрачено. Налогоплательщики не обязаны представлять в налоговые органы документы, которые ранее уже подавались в инспекцию при проведении камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ). Ведение с начала 2007 г. журнала учета представленных в налоговые органы документов теперь поможет налогоплательщикам в возможных спорах. Пункт 5 ст. 93 НК РФ предусматривает только два исключения для повторного требования документов: если они представлялись в виде подлинников и были возвращены, а также если они были утрачены инспекцией вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

__________________

Вопрос
Вправе ли налоговый орган требовать у налогоплательщика представления пояснений на основании ст. 31 НК РФ без проведения камеральной налоговой проверки? Каковы законные основания и формы требования о представлении документов при вызове налогоплательщика в налоговый орган? Имеет ли законную силу требование налогового органа, подписанное специалистом I разряда, а не руководителем (заместителем руководителя) налогового органа?

Ответ
Право налоговых органов вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи ими пояснений в связи с уплатой налогов либо в связи с налоговой проверкой предусмотрено подпунктом 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 88 Кодекса налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика пояснения, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.
Согласно п. 1 ст. 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
Статьей 93.1 Кодекса предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы путем направления письменного поручения в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации).
Формы Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) и Требования о представлении документов (информации) утверждены Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
Формы указанных документов не предусматривают подпись руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в качестве обязательного реквизита и печать налогового органа.
Следовательно, подписание документов не руководителем налогового органа (его заместителем), а иными должностными лицами налогового органа, а также отсутствие печати налогового органа не делает эти документы не действительными. Что подтверждается и Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 418-О.
С более подробным разъяснением можно ознакомиться в письме Минфина России от 22 марта 2010 г. N 03-02-07/1-122.

__________

Вопрос
В ст. 31 НК РФ указано право налогового органа вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
При этом в ст. 23 НК РФ в перечне обязанностей налогоплательщика не предусмотрена обязанность налогоплательщика являться в налоговый орган по его вызову на основании письменного уведомления для дачи пояснений.
Является ли явка в налоговый орган по его вызову на основании письменного уведомления для дачи пояснений правом или обязанностью налогоплательщика?

Ответ
На этот часто задаваемый вопрос налогоплательщиков ответ дан в письме Минфина России от 09.04.2010 N 03-02-08/21, в котором разъяснено, что налоговый орган вправе вызвать налогоплательщика для дачи пояснений по поводу уплаты налогов или в связи с проверкой (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Вызов должен быть оформлен письменным уведомлением, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. Указанному праву инспекции корреспондирует обязанность налогоплательщика не препятствовать законной деятельности налоговых органов (пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Однако, в Налоговом кодексе РФ ответственность за неявку налогоплательщика по вызову инспекции не установлена. Вместе с тем, как отмечает финансовое ведомство, в данном случае за неявку по письменному требованию налогового органа предусмотрена административная ответственность. В соответствии с ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль, установлен штраф от 1000 до 2000 руб. Таким образом, неявка налогоплательщика для дачи пояснений по требованию инспекции влечет административную ответственность.

Межрайонная ИФНС России
по крупнейшим налогоплательщикам
по Удмуртской Республике

Начать дискуссию