О проведении Единым регистрационным центром в г.Уфе контрольных мероприятий по дисквалификации должностных лиц организаций
С 2009г. в г.Уфе осуществляет свою деятельность Межрайонная ИФНС России № 39 по Республике Башкортостан по ведению Единого государственного реестра юридических лиц, имеющих место нахождения на подведомственной ей территории. По отношению к данным юридическим лицам указанная инспекция выступает регистрирующим органом, а значит, в установленном порядке осуществляет прием и рассмотрение представленных ими документов для государственной регистрации и вносит на их основании соответствующие записи в ЕГРЮЛ.
Вместе с тем в ходе осуществления указанной деятельности инспекции неоднократно приходилось сталкиваться со случаями представления юридическими лицами заведомо ложных сведений о себе, что искажает содержание государственного реестра и на практике зачастую служит предпосылкой для реализации данными организациями различных схем по уклонению от исполнения возложенных на них обязанностей (главным образом от налогообложения и различных процедур контроля).
Учитывая установленный Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявительный (не разрешительный) порядок государственной регистрации, такие ложные сведения, как правило, попадают в ЕГРЮЛ, что в последствии приводит к наличию в данном реестре недостоверной информации о юридических лицах, а именно:
- не соответствующие действительности сведения об адресе места нахождения юридического лица, когда фактически заявленный адрес отсутствует либо юридическое лицо по нему не располагается (в случаях создания и функционирования фирм-однодневок и их « незаконной миграции»);
- ложные персональные (паспортные) данные о руководителях и его учредителях (в случаях «рейдерских захватов» фирм);
- неверные данные о размере уставного капитала юридического лица (в случаях выявления фактов его неоплаты или неполной оплаты) и т.д.
Однако, наряду с заявительным порядком указанным Федеральным законом установлена также ответственность заявителей в случаях представления ими заведомо ложных сведений. Данный вид правонарушения является административным и закреплен п.4 ст.14.25 КоАП РФ.
Инспекцией в рамках проведения контрольной работы активно практикуется процедура привлечения к такой ответственности лиц, сообщивших заведомо ложные сведения, с наложением на них такой меры наказания, как дисквалификация.
Дисквалификация является одной самых строгих мер наказания должностного лица и выражается в лишении его права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав совета директоров или наблюдательного совета общества и осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.
Дисквалификация может применяться к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, в том числе к лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа (руководители) и члена коллегиального исполнительного органа.
За период деятельности инспекции механизм дисквалификации граждан в судебном порядке отработан наиболее оптимально. Как следствие более 40 должностных лица организаций лишены права осуществлять в отношении них управленческие функции. Во всех таких случаях установлено, что указанными лицами в инспекцию представлялись заведомо ложные сведения о юридических лицах, интересы которых они представляют, что юридически образует состав административного правонарушения по ч.4 ст.14.25 КоАП РФ.
Примечательно, что на практике мировой судья при рассмотрении таких дел назначает недобросовестному должностному лицу меру наказания в основном в виде дисквалификации.
Данная судебная состоятельность по дисквалификации обусловлена тем, что инспекцией предварительно проводятся активные мероприятия по сбору необходимых доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях заявителя признаков правонарушения, а главным образом заведомости, т.е. осведомленности заявителя о ложности сведений, представляемых им в регистрирующий орган.
Например, в случаях сообщения заявителями новых сведений об адресе места нахождения юридического лица при его создании, реорганизации или изменении места нахождения инспекцией может быть проведена проверка факта нахождения юридических лиц по заявленным им адресам путем выездных осмотров располагающихся по ним помещений. На практике, результатом таких мероприятий явилось составление более 50 протоколов осмотров, большая часть из которых явилась основанием для возбуждения административных дел и послужила доказательством наличия вины правонарушителей при решении вопроса о назначении им дисквалификации.
Одной из отличительных особенностей дисквалификации является также и то, что по закону она назначается на определенный срок (данное наказание налагается и длится в течение продолжительного времени). За представление заявителем заведомо ложных сведений данный срок ограничен тремя годами (п.4 ст.14.25 КоАП РФ). В ходе работы Инспекции отмечено, что в большинстве случаев состоявшегося рассмотрения дел мировым судьей мера наказания в виде дисквалификации руководителей наложена сроком на 1 год (в 25% случаев – на 2 года). При этом практика показывает, что назначение судьей дисквалификации на больший срок, как правило, зависит от установленных по делу обстоятельств, отрицательно характеризующих поведение правонарушителя с выяснением неоднократно ли им совершено правонарушение, исполнялись ли им ранее предписания инспекции о надлежащем исполнении обязанностей и с установлением целей, исходя из которых действовал заявитель, сообщая в регистрирующий орган недостоверные сведения.
Процедура по применению дисквалификации неизбежно должна влечь за собой определенные последствия. На деле проявляются, во-первых, неблагоприятные последствия для самих дисквалифицированных лиц; а во-вторых, последствия в работе инспекции в виде эффективного обеспечения достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений.
Для должностных лиц дисквалификация лишает их право на управление юридическим лицом, в том числе влечет невозможность занимать в нем руководящую должность, подписывать от его имени документы, осуществлять операции по банковским счетам, совершать сделки, а также осуществлять иные действия от его имени в качестве его должностного лица. Это исключает возможность дисквалифицированного лица реализовывать свои соответствующие профессиональные навыки и, соответственно, получать за это вознаграждение.
Особенно отрицательно на дисквалифицированное лицо сказывается также и то, что сведения о наложении на него такой меры наказания может получить любое заинтересованное лицо, в том числе органы государственной власти, банки и прочие организации, что как правило накладывает негативный опечаток в трудовой характеристике дисквалифицированного гражданина. Такой доступ к сведениям обеспечивается через специальный реестр дисквалифицированных лиц, который ведется Министерством внутренних дел РФ.
Кроме того, в целях аналогичного информирования также и должностных лиц инспекции о дисквалифицированных лицах и сроках действия наложенных на них наказаний в разделе базы данных ЕГРЮЛ ведется соответствующий ведомственный справочник дисквалифицированных лиц. В нем содержатся все сведения о таких лицах согласно информации, поступившей от уполномоченных органов (судов, органов государственной власти, применивших дисквалификацию к лицам за нарушение законодательства о труде и пр.).
Полезно помнить, что информация, содержащаяся в указанном справочнике, также доступна для любых заинтересованных лиц в порядке предоставления им информации из ЕГРЮЛ. Достаточно обратиться в инспекцию с запросом о предоставлении выписки из ЕГРЮЛ о юридическом лице, руководитель которого дисквалифицирован.
Что же касается последствий работы самой инспекции по применению дисквалификации, то на сегодняшний день очевидно, что как результат данным органом уже организовано достаточно упорядоченное и оперативное противодействие злоупотреблениям недобросовестных юридических лиц при представлении ими документов для государственной регистрации, а именно:
- наметилась тенденция снижения количества случаев представления в инспекцию заведомо ложных сведений о юридическом лице примерно в 2 раза;
- улучшилось качество документов, представляемых заявителями в инспекцию, наряду с активным содействием заявителей по добровольному документальному подтверждению заявляемых ими сведений (приложение к представляемым документам договоров, гарантийных писем, актов, платежных документов и т.д.);
- пресечены все выявленные инспекцией факты недобросовестного руководства юридическим лицом в связи с дисквалификацией его должностного лица, который будучи в данном статусе не вправе действовать от имени юридического лица в качестве его руководился (управляющего), в т.ч. представлять в регистрирующий орган документы в качестве заявителя. Тем самым исключена вероятность внесения указанным лицом в ЕГРЮЛ недостоверных или несоответсвующих закону сведений о юридическом лице (в том числе влекущих «рейдерские захваты» фирм, создание и функционирование «фирм-однодневок», «незаконную миграцию» и т.п.);
- с использованием информации справочника дисквалифицированных лиц обеспечена недопустимость вступления регистрирующего органа в правоотношения с дисквалифицированными лицами. С помощью указанного справочника в ряде случаев представления документов для государственной регистрации инспекцией оперативно выявляется статус дисквалифицированных заявителей, действующих от имени юридического лица в неистекший срок указанной наложенной на них меры наказания, и тем самым пресекается внесение на основании данных документов записей в ЕГРЮЛ.
Итак, подведем итог. Насколько бы строгими не определялись последствия дисквалификации в свете положений законов и как бы не совершенствовалась работа регистрирующего органа по дисквалификации недобросовестных заявителей, на сегодняшний день все же важнее не предотвращать, а не допускать нарушение требований к достоверности сообщаемый в регистрирующий орган сведений о юридических лицах, чтобы «не засорять» ведомый для них же государственный реестр.
Такая профилактика состоится только в случае, если каждое лицо, намеренное выступить заявителем при государственной регистрации, будет помнить об угрозе и недопустимости конкретно для него вышеописанных негативных последствий, образующих одно общее понятие «дисквалификация». При этом выполнение каких-то обременительных обязанностей от руководителей организаций не требуется. Достаточно проявить особую осмотрительность при подготовке документов и внимательно проверить достоверность указываемых в документах сведений. Такая осторожность не приведет к тому, что в отношении добросовестных должностных лиц организации будет инициирована административная процедура с применением дисквалификации.
Что же касается недобросовестных руководителей юридических лиц, умышленно искажающих содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения, то контрольная работа в отношении указанных лиц способом их дисквалификации будет продолжаться инспекцией только с увеличивающимися темпами в целях максимального устранения недостоверной информации из ЕГРЮЛ, попадающей в реестр «благодаря» действиям таких нарушителей закона.
МИФНС № 39 по Башкортостану сообщает о мероприятиях по дисквалификации должностных лиц организаций
Межрайонная ИФНС России № 39 по Республике Башкортостан. Контрольные мероприятия по дисквалификации должностных лиц организаций.
Начать дискуссию