О работе ИФНС России по г. Мурманску по легализации «теневой» заработной платы
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мурманску продолжает работу по легализации «теневой» заработной платы. Выявляются работодатели, выплачивающие зарплату ниже среднего отраслевого уровня. Большая часть работодателей приходится на организации оптовой и розничной торговли. Все работодатели приглашаются на заседания комиссии по легализации объектов налогообложения.
На заседаниях комиссий происходит конструктивный диалог между руководителями инспекции и организации. Зачастую руководители не понимают, что если организация находится на общем режиме налогообложения или на упрощенной системе налогообложения (доходы минус расходы), то им нет смысла не показывать в полном объеме заработную плату, так как заработная плата входит в расходы и уменьшает налог на прибыль. Иной раз руководители впервые слышат о премиальном положении, которое можно ввести в организации и необязательно премию выплачивать каждому сотруднику - только тому, кто заработал. Таким образом, ввести в коллективе конкуренцию между сотрудниками. Те, кто получит премию, будут еще больше стараться, а тот, кто не получил, задумается.
Оплата труда является основной составляющей налоговой базы налогу на доходы физических лиц, а также базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Выплачивая заработную плату в «конвертах» работодатели уклоняются от уплаты этих налогов и взносов. Они не только недоперечисляют налоги, но и ухудшают социальное обеспечение своих сотрудников. Работник, получающий по документам заработную плату ниже фактической, лишается выплат пособий за счет средств социального страхования (оплаты больничных листов, путевок), а также существенной части пенсионных накоплений, которые в будущем могли бы увеличить размер его пенсии. Кроме того, у граждан отсутствует возможность официально подтвердить размер получаемых ими доходов в случае обращения за получением кредита, они теряют право на получение в полном объеме социальных и имущественных вычетов в части произведенных расходов на приобретение (строительство) жилья, обучение и лечение.
В Инспекции имеется положительный опыт по легализации «теневой» заработной платы.
В организацию направлено приглашение на комиссию. Руководитель данной организации не явился и не представил запрашиваемые документы. Также с 01.01.2009 года представлялась налоговая отчетность по единому социальному налогу и отчетность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с нулевыми показателями. Инспекцией направлен запрос в банк на представление выписки по счету организации. По результатам проведенного анализа представленной выписки выявлено, что с 01.01.2009 года организация осуществляет бурную финансово-хозяйственную деятельность, в том числе и выплаты на лицевой счет руководителя. Проанализировав выписку банка за 2009 год, выявлено, что на лицевой счет руководителя поступило денежных средств в 43 раза больше, чем отражено в сведениях по форме 2-НДФЛ за 2009 год, представленных в Инспекцию. Материалы камеральной проверки направлены в правоохранительные органы.
В настоящее время работа налоговых органов построена, на том, чтобы налогоплательщик самостоятельно уточнял свои налоговые обязательства. Не зря, в целях повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, официально опубликован Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» в редакции Приказа ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ в которой отражены критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.
Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным 12 критериям. Одними из 12 критериев является выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации и непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Таким образом, налогоплательщик может самостоятельно оценить риски по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности и сделать вывод «интересна» его организация налоговым органам или нет, а также своевременно уточнить свои налоговые обязательства.
На комиссиях нередко приходится слышать от работодателей, что его сотрудники помимо того, что трудятся в его организации, еще работают и в других местах. Так и хочется сказать руководителям, что сотрудники ищут дополнительную работу из-за низкого уровня оплаты труда на основном месте работы, вынуждены трудиться с повышенной нагрузкой по - совместительству в других организациях, нередко в ущерб качеству работы. Особенно трудно приходится молодым специалистам, не успевшим заработать надбавки за стаж работы. Данный пример свидетельствует о низкой заинтересованности в своем бизнесе. Приходится убеждать таких работодателей быть заинтересованными в своих сотрудниках, приложить усилия, чтобы сотрудник хотел работать именно в его организации. А какие усилия для этого надо приложить обсуждается как раз на таких комиссиях. Здесь и достойная заработная плата, и социальный пакет, и дополнительное обучение, и возможность роста по карьерной лестнице. Надо «выращивать» своих сотрудников. Ведь финансовое благополучие организации зависит не только от руководителя, но и от тех людей, которым оказано доверие работать в организации.
Так, за прошедший с начала года период 2010 года на заседаниях комиссии по легализации объектов налогообложения в Инспекции было заслушано более 60% налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату по основному виду экономической деятельности (ВЭД) ниже среднего уровня ВЭД, установленного в регионе. В результате принятых мер многие работодатели повысили заработную плату своим сотрудникам, либо планируют повысить до среднего уровня по видам экономической деятельности региона.
В апреле 2010 года был направлен перечень налоговых агентов в Прокуратуру Ленинского и Первомайского административных округов:
по 82 налоговым агентам, выплачивающим, физическим лицам заработную плату ниже минимального размера оплаты труда;
по 301 налоговому агенту, выплачивающему физическим лицам заработную плату ниже минимальной заработной платы по Мурманской области;
по 529 налоговым агентам, выплачивающим физическим лицам заработную плату ниже средней заработной платы по видам экономической деятельности.
В выявлении недобросовестных работодателей большую помощь налоговым органам оказывают граждане. Позвонив по телефону «доверия» они могут оставить сообщения о выдаче заработной платы “в конвертах“, ведения двойных ведомостей на выдачу зарплаты в целях ухода от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом. Ни одно из таких обращений не останется без внимания.
Инспекция напоминает телефон «доверия», по которому граждане могут сообщить о фактах выплаты работодателем зарплаты «в конвертах»: 68-04-04 (по рабочим дням с 8-30 до 16-45). Конфиденциальность получения сведений и защита интересов позвонившего гарантируются.
ИФНС России по г. Мурманску
ИФНС по г. Мурманску сообщает о работе по легализации «теневой» зарплаты
О работе ИФНС России по г. Мурманску по легализации «теневой» заработной платы.
Начать дискуссию