Новости ФНС

УФНС Тамбовской области информирует о досудебном порядке урегулирования налоговых споров

С 1 января 2009 года начал действовать обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров.

С 1 января 2009 года начал действовать обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров.

Это значит, что решение, принятое по результатам проверки, плательщик сможет обжаловать в судебном порядке только после того, как он обжалует его в вышестоящем налоговом органе.

Данное правило установлено только на два вида решений:
- о привлечении плательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении плательщика к ответственности.

Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» и ст.31 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) предоставляют право вышестоящему налоговому органу отменять решения нижестоящих инспекций в случае их несоответствия законодательству о налогах и сборах.

Для отстаивания своих интересов плательщик может подать в вышестоящий налоговый орган жалобу на решение налогового органа, принятое по результатам проверки, или апелляционную жалобу.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа подается в тот же налоговый орган, который принял обжалуемое решение. В этом случае инспекция обязана в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Обжалованное в таком порядке решение вступает в силу со дня принятия решения вышестоящим налоговым органом.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Жалоба и апелляционная жалоба подаются в вышестоящий налоговый орган обязательно в письменной форме. Однако, несмотря на произвольную форму жалобы, плательщику следует четко указать в ней на нарушение своих прав или на незаконное возложение на него каких-либо обязанностей. В данном случае немаловажную роль могут сыграть приложенные к жалобе обосновывающие документы, такие как:
- акт налоговой проверки;
- первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;
- иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы (например, справки, расчеты, договоры и т.п.).

Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу плательщика в течение одного месяца со дня ее получения. Вместе с тем, данный срок может быть увеличен еще на 15 рабочих дней, если для ее рассмотрения возникнет необходимость в получении документов или информации из инспекции.

При необходимости жалобу можно отозвать на основании письменного заявления налогоплательщика. Сделать это нужно до принятия решения по ней (п. 4 ст. 139 НК РФ).

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган на основании п. 2 ст. 140 НК РФ вправе:
- оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
- отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
- отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Если же говорить о жалобе, то результаты могут быть следующими:
- жалоба заявителя остается без удовлетворения;
-отменяется решение и прекращается производство по делу о налоговом правонарушении;
- изменяется решение или выносится новое.

В соответствии с п.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ плательщик может обжаловать решение вышестоящего налогового органа в судебном порядке в течение трех месяцев с момента, когда лицо узнало о решении налогового органа.

Начать дискуссию