Новости ФНС

ИФНС по Коминтерновскому району Воронежа уточняет ответственность за несоблюдение законодательства по ККТ

Административная ответственность за несоблюдение законодательства о применении контрольно-кассовой техники.

Федеральным законом от 22.05.2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон о ККТ) установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

При этом пунктами 2 и 3 статьи 2 Закона о ККТ предусмотрен перечень условий, при которых организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности по применению ККТ.

В 2009 году указанный перечень был значительно дополнен.

Так, 17.07.2009 года принят Федеральный закон № 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 2 указанного закона была дополнена пунктом 2.1, устанавливающим, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения: наименование документа; порядковый номер документа, дату его выдачи; наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ; наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях; должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Таким образом, перечисленные выше положения предоставляют право не применять ККТ организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход и осуществляющим виды предпринимательской деятельности, предусмотренные частью 2 статьи 346.26 НК РФ.

Необходимо отметить, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в статье 14.5 предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о применении ККТ.

При этом с 01.01.2010 года статья 14.5 КоАП РФ действует в новой редакции. Изменению подверглась как структура, так и диспозиция статьи. В частности, в статье 14.5 КоАП РФ появилась вторая часть, в которой непосредственно и установлена административная ответственность за неприменение ККТ.

Административная ответственность предусмотрена за следующие виды нарушений:
во-первых, неприменение ККТ в установленных федеральными законами случаях;
во-вторых, применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям;
в-третьих, использование ККТ, с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения;

в-четвертых, отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Следует заметить, что размеры административных штрафов, предусмотренные частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ изменению не подверглись и составляют в настоящее время: для граждан – от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц – от 3000 до 4000 рублей, для юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей.

Обязанность по контролю за применением ККТ, а также за выдачей товарных чеков по требованию покупателей (клиентов) возложена на налоговые органы в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.031991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Юридический отдел
ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа

Начать дискуссию