Изменения и поправки, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации, касающиеся налогообложения юридических лиц
1) Счет-фактуру можно выставлять в электронном виде только после утверждения пакета нормативных актов
Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ внесены поправки в п. 1 ст. 169 НК РФ - введена возможность обмена электронными счетами-фактурами. Для этого необходимо взаимное согласие сторон сделки, а также наличие совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки таких счетов-фактур. Электронный счет-фактура подписывается электронной цифровой подписью руководителя либо иных уполномоченных лиц. При этом счет-фактура, составленный на бумажном носителе, по-прежнему должен содержать подпись и руководителя, и главного бухгалтера либо иных уполномоченных лиц (п. 6 ст. 169 НК РФ). Изменения в ст. 169 НК РФ вступили в силу 2 сентября текущего года. Однако применение новых положений будет возможно только после утверждения пакета нормативных актов. Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи будет устанавливаться Минфином России. Для того чтобы обмен электронными счетами фактурами стал доступен, ФНС России должна утвердить форматы счета-фактуры, а также журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде (новый п. 9 ст. 169 НК РФ).
2) В счете-фактуре обязательно указывается наименование валюты
В ст. 169 НК РФ перечислены обязательные реквизиты, которые должен содержать счет-фактура. С 2 сентября 2010г. в счете-фактуре должно указываться наименование валюты (пп. 6.1 п. 5 и пп. 4.1 п. 5.1 ст. 169 НК РФ ). Соответственно, до утверждения Правительством РФ обязательной формы счета-фактуры налогоплательщики должны самостоятельно вносить данный реквизит в счет-фактуру.
3) Ответственность налогового агента за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей
В связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 №229-ФЗ изменяется состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ. Если раньше ответственность налогового агента устанавливалась только за неперечисление (неполное перечисление) НДС, то теперь штраф могут взыскать за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) налога. Поправки вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 229-ФЗ (п. 46 ст. 1, ч. 1 ст. 10 данного Закона).
4) Уточненная декларация по НДС
Изменения пункта 4 ст. 89 НК РФ дают право налоговым органам провести выездную проверку (в том числе повторную) за тот налоговый период, за который налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию. При этом ограничение срока проверки тремя календарными годами в данном случае не применяется (п. 34 ст. 1 Закона N 229-ФЗ). Поправки вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 229-ФЗ (ч. 1 ст. 10 данного Закона).
5) Ответственность за непредставление декларации по НДС
Пунктом 43 ст. 1, ч. 1 ст. 10 Федерального Закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ внесены изменения в статью 119 НК РФ. За непредставление налоговой декларации в установленный срок предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (ст. 119 НК РФ). Кроме того, за это правонарушение должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа в размере от 300 до 500 руб.Указанные положения вступают в силу со 02.09.2010 г. (по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона).
6) В два раза (с 20 000 до 40 000 руб.) увеличена первоначальная стоимость объекта для признания его основным средством или амортизируемым имуществом
С 1 января 2011 г. имущество (основные средства и нематериальные активы) будет считаться амортизируемым, если его первоначальная стоимость составит 40 000 руб. (ранее - 20 000 руб.), при этом срок полезного использования не изменится (более 12 месяцев). Это положение (п. 1 ст. 256 НК РФ) будет применяться к объектам, приобретенным с 1 января 2011 г. Если же объект будет введен в эксплуатацию в декабре 2010 г. и его стоимость составит 20 000 руб., то он будет признаваться амортизируемым, т.е. с января 2011 г. на него будет начисляться амортизация.
7) Стоимость имущества, полученного при модернизации, реконструкции, техническом перевооружении и частичной ликвидации ОС, учитывается в материальных расходах
Абзац второй пункта 2 статьи 254 НК РФ дополнен словами ", модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации". Расширен перечень затрат, учитываемых в материальных расходах. Теперь в эту группу расходов входят МПЗ и иное имущество, полученное при модернизации, реконструкции, техническом перевооружении и частичной ликвидации ОС.Данные изменения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г. (п. 5 ст. 10 Закона N 229-ФЗ). Поскольку они вступают в силу со 2 сентября 2010 г. (п. 1 ст. 10 Закона N 229-ФЗ), то стоимость МПЗ, полученных при модернизации, реконструкции, техническом перевооружении и частичной ликвидации ОС, можно учесть уже в декларации за девять месяцев 2010 г.
8) Определен порядок учета страховых взносов в ПФР, ФСС и ФОМС
В связи с отменой с 01.01.2010 ЕСН и введением вместо него страховых взносов в ПФР, ФСС России и ФОМС возник вопрос о том, в соответствии с какой статьей для целей налога на прибыль учитывать подобные затраты. Закон №229-ФЗ внес дополнения в Налоговый кодекс РФ, согласно которым вышеназванные взносы признаются расходами на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Эти дополнения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г. (п. 5 ст. 10 Закона №229-ФЗ)
9) Установлены новые предельные величины для признания в расходах процентов по долговым обязательствам
В ст. 269 НК РФ включен новый пункт 1.1, разъясняющий, как определять предельную величину процентов, учитываемых в расходах, если отсутствуют долговые обязательства перед российскими организациями, выданные в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика. До этого момента размер предельной величины процентов регулировался Федеральными законами от 19.07.2009 N 202-ФЗ, от 27.12.2009 N 368-ФЗ.Пункт 1.1 ст. 269 НК РФ предусматривает следующий порядок для расходов, осуществленных с 1 января 2010 г. (п. 9 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).По долговым обязательствам, возникшим после 1 ноября 2009 г., предельная величина процентов принимается:- с 1 января по 31 декабря 2010 г. включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено этим пунктом;- с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка РФ и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.По долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г., предельная величина процентов принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной пятнадцати процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте. Такой порядок применяется с 1 января по 30 июня 2010 г. С 1 же июля 2010 г. к процентам по таким долгам применяется общий порядок, предусмотренный п. 1.1 ст. 269 НК РФ.
10) Расходы на освоение природных ресурсов
Теперь в перечне расходов на освоение природных ресурсов прямо указаны затраты, связанные со строительством (бурением) и (или) ликвидацией (консервацией) скважин (за исключением признаваемых амортизируемым имуществом) (п. 1 ст. 261 НК РФ).
Кроме того, изменен срок учета расходов, предусмотренных абз. 4 и 5 п. 1 ст. 261 НК РФ (затраты на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, затраты на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам налогоплательщиками в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату расходов за снос жилья в процессе разработки месторождений). Теперь они будут признаваться равномерно в течение двух (раньше - пяти) лет. Это изменение затронет расходы, произведенные после 1 января 2011 г. (п. 10 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).
С 1 января 2011 г. утратит силу п. 3 ст. 261 НК РФ, регламентирующий порядок учета расходов по безрезультатным работам. Затраты по таким работам будут признаться в общем порядке, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их завершения (п. 2 вышеназванной статьи). Теперь если исследования будут признаны безрезультатными, у налогоплательщика отпадет необходимость восстановить ранее учтенные в общем порядке расходы, как это советовали делать контролирующие органы (Письма Минфина России от 24.10.2006 N 03-03-04/1/706, УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041972).
Так же с 1 января 2011 г. в расходы будут включаться затраты на безрезультатные работы, если аналогичные работы осуществлялись на участке недр в течение пяти лет до предоставления налогоплательщику права пользования на этот участок (отменены п. 5 ст. 261 и п. 35 ст. 270 НК РФ).
Претерпела изменения и ст. 325 НК РФ, регулирующая порядок ведения учета расходов на освоение природных ресурсов. Теперь если налогоплательщик не получает лицензию на право пользования недрами или принимает решение об отказе от участия в конкурсе либо о нецелесообразности приобретения лицензии, то расходы, связанные с этими действиями и произведенные после 1 января 2011 г., будут учитываться в течение двух (раньше - пяти) лет.
Помимо этого введен новый пункт 6, согласно которому при переходе права пользования участком недр третьему лицу расходы на освоение природных ресурсов, осуществленные прежним владельцем лицензии, учитываются в порядке ст. 325 НК РФ. Если же переход такого права связан с реорганизацией организации, то признание затрат производится в соответствии с п. 2.1 ст. 252 НК РФ.
11) Расходы, связанные с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств
С 1 января 2011 г. будут отменены ч. ч. 8 и 9 ст. 275.1 НК РФ. Теперь убытки от использования объектов обслуживающих производств и хозяйств будут признаваться в размере фактических затрат при аналогичности условий осуществления деятельности налогоплательщика и специализированных организаций, для которых такая деятельность является основной (ч. 5 ст. 275.1 НК РФ). При этом не будет необходимости сравнивать условия деятельности налогоплательщика и специализированной организации, которая находится на территории именно того же муниципального образования, что и налогоплательщик, а, соответственно, не нужно применять нормативы, утверждаемые органами исполнительной власти субъекта РФ.
Помимо этого с 1 января 2011 г. изменится ч. 7 статьи 275.1 НК РФ. в которой прописан порядок учета расходов градообразующих организаций. Во-первых, будет неактуальным вопрос: признается ли градообразующей организация, численность работников которой более 5000 человек, но менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта? Сейчас Налоговый кодекс РФ (ст. 275.1) устанавливает, что налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством РФ, вправе принять спорные расходы в фактически понесенном размере. Согласно п. 1 ст. 169 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта. В п. 2 этой же статьи сказано, что положения о банкротстве градообразующих организаций применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает 5000 человек. С 1 января 2011 г. в ч. 7 ст. 275.1 НК РФ будет прямо указано, что данная часть применяется к организациям, численность работников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Во-вторых, затраты градообразующих организаций так же будут признаваться в фактически понесенном размере без учета нормативов (п. 28 ст. 2 Закона N 229-ФЗ).
12) Убытки, полученные в период применения ставки ноль процентов
Базу текущего налогового периода нельзя уменьшить на убытки, полученные налогоплательщиком в период обложения его доходов по ставке ноль процентов (п. 1 ст. 283 НК РФ). Это положение вступает в силу с 1 января 2011 г. (п. 2 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).
13) Увеличена предельная сумма доходов от реализации, при которой платятся ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль
С 2011 г. организация сможет перейти на уплату квартальных авансовых платежей, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превышали в среднем 10 (ранее - 3) млн. руб. за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ).
14) Изменен момент перечисления в бюджет налога с доходов иностранных организаций от источника в Российской Федерации
Согласно общему правилу налог с доходов иностранных организаций от источников в РФ перечисляется налоговым агентом одновременно с выплатой этого дохода (абз. 7 п. 1 ст. 310 НК РФ). При этом в ст. 287 НК РФ установлены иные сроки для перечисления этого налога - три дня после дня выплаты дохода (п. 2) и десять дней со дня такой выплаты (п. 4). Законодатель устранил это противоречие. С 1 января 2011 г. налоговые агенты должны будут перечислять этот налог не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода иностранным организациям (п.п. 2 и 4 ст. 287, п. 1 ст. 310 НК РФ).
Изменения и поправки, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации, касающиеся уплаты юридическими лицами транспортного и земельного налогов
1) Отменена обязанность представления юридическими лицами в налоговые органы налоговых расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу
Пункт 2 статьи 363.1 Налогового кодекса признан утратившим силу – «Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации»;
Второй абзац пункта 3 статьи 363.1 Налогового кодекса признан утратившим силу – «Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками, за исключением налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, установленные главами 26.1 и 26.2 Кодекса, в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом»;
Из пункта 4 статьи 363.1 Налогового кодекса - «Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков» исключено слово «расчеты».
Указанные изменения в соответствии с п.2 статьи 10 Закона № 229-ФЗ вступают в силу с 1 января 2011 года.
2) Отменена обязанность представления юридическими лицами в налоговые органы налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу
Пункт 2 статьи 398 Налогового кодекса признан утратившим силу - «Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, за исключением налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, установленные главами 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации»;
Второй абзац пункта 3 статьи 398 Налогового кодекса признан утратившим силу - «Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом»;
Из пункта 4 статьи 398 Налогового кодекса «Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков» исключено слово «расчеты».
Указанные изменения в соответствии с п.2 статьи 10 Закона № 229-ФЗ вступают в силу с 1 января 2011 года.
Отдел налогообложения юридических лиц
УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
УФНС Архангельской области информирует о поправках, внесенных в Налоговый кодекс
Изменения и поправки, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации, касающиеся уплаты юридическими лицами транспортного и земельного налогов, а также касающиеся налогообложения юридических лиц.
Начать дискуссию