В современном российском обществе налоговые правоотношения весьма разноплановы. Распределительно- денежный и, одновременно, властный характер возникающих в процессе налогообложения имущественных отношений предопределяет значительную сложность их реализации. Обусловлена она стремлением государства исключить возможность злоупотреблений в этой сфере и обеспечить законное, полное и своевременное изъятие налоговых платежей. В результате значительная часть спорных ситуаций с налогоплательщиками возникает и после уплаты налога, в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении налоговых правонарушений.
Налоговый Кодекс Российской Федерации содержит отдельные нормы об обжаловании, которые сегодня позволяют плательщикам активно отстаивать свои интересы фактически при любом случае вмешательства в них налоговых органов. Сделать это можно не только в судебном, но и в досудебном порядке.
При направлении жалоб в досудебном порядке налогоплательщикам следует помнить о следующем.
Согласно п.9 статьи 101 НК РФ решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения лицу (его представителю) в отношении которого оно вынесено. До вступления решения в силу можно направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган через инспекцию вынесшую решение. Вступление в силу решения приостанавливается. Взыскание штрафов, пени и доначисленных налогов начнется после утверждения решения вышестоящим налоговым органом.
Для инспекций, администрирующих налоги на территории Республики Башкортостан, таким органом является Управление Федеральной налоговой службы по РБ (450078 г. Уфа, проспект Салавата Юлаева,55).
Если решение вступило в силу, а жалоба не направлялась, сделать это можно в течение одного года с момента вынесения решения инспекцией, напрямую в УФНС России по Республике Башкортостан.
Жалобы по иным основаниям могут быть поданы в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Решение по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней. О принятом решении в течение трех рабочих дней со дня его принятия заявителю сообщается в письменной форме.
Практика рассмотрения в нашей республике налоговых споров в досудебном порядке свидетельствует о достаточной эффективности такого механизма. Произвольная форма жалобы, отсутствие необходимости уплаты какой- либо пошлины, достаточно короткие сроки рассмотрения и, соответственно, быстрая возможность восстановить нарушенные права. К тому же, её легко написать самостоятельно, сэкономив расходы на адвоката.
Учитывая все эти факторы, налогоплательщики делают выбор в пользу досудебного урегулирования налогового спора.
Так, в текущем году в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан за разрешением спора в досудебном порядке обратились 830 заявителей.
Вопросы, с которыми обращались плательщики, можно условно разделить на несколько групп. Например, после проведенных налоговых проверок заявители - юридические лица не согласны с отказами налоговых инспекций в предоставлении налоговых вычетов по НДС ввиду наличия обстоятельств, указывающих на присутствие в действиях налогоплательщика, его контрагентов признаков необоснованного получения ими налоговой выгоды, нарушения ст.171, 172, 176 НК РФ. Обжалуют выводы проверяющих о неподтвержденности произведенных расходов в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
В ряде жалоб выражается несогласие с решениями о привлечении к налоговой ответственности по ст.122 НК РФ при наличии представленных уточненных налоговых деклараций.
Имеются спорные вопросы по исполнению обязанностей налогового агента, когда юридические лица по ст.123 НК РФ привлекаются к налоговой ответственности.
Предприниматели без образования юридического лица обращаются для разрешения споров с инспекциями по вопросу исчисления налоговой базы по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в связи с неправомерным, по мнению инспекторов, применением физического показателя (торговое место или площадь, несоответствия с правоустанавливающими документами).
Налогоплательщики - физические лица требуют внимательно рассмотрения своих споров по вопросам предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов. Жалуются на необоснованные, по их мнению, требования налоговых инспекторов по уплате налога на имущество, транспортного, земельного налогов.
В Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан каждая жалоба регистрируется, находится на строгом контроле и рассматривается в порядке очередности по датам поступления.
В целях полного и объективного рассмотрения спора в досудебном порядке изучаются все доводы налогоплательщика, предметом рассмотрения становятся все документы имеющие отношение к рассматриваемому вопросу. В обязательном порядке запрашивается информация из инспекции, поскольку в споре участвуют две стороны.
Рассмотрение жалобы начинается с проверки соблюдения инспекцией процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. Нарушение процедуры, согласно п. 14 ст. 101 НК РФ, является основанием для отмены решения о привлечении к ответственности.
Для принятия обоснованного решения по спорным вопросам, указанным в жалобе, в обязательном порядке проверяется, правильно ли применены инспекцией те или иные статьи Налогового Кодекса РФ, учтены ли разъяснения Минфина России, если они направлены в налоговые органы для применения в работе, имеется ли устойчивая арбитражная практика по спорному вопросу.
Такое внимательное отношение к требованиям заявителей позволяет объективно решить, кто прав в налоговом споре.
В текущем году правота налогоплательщиков была подтверждена Управлением в 30% рассмотренных жалоб. Причины удовлетворения могут быть самые разные. И зависят они от конкретной спорной ситуации. Но, если инспекция нарушила сроки привлечения к налоговой ответственности или не собраны достаточные доказательства виновности налогоплательщика, допущены ошибки в расчетах, имеются процессуальные нарушения, жалоба, безусловно, удовлетворяется.
В тех случаях, когда причиной нарушения прав налогоплательщиков явились неправомерные действия конкретных должностных лиц, были назначены служебные проверки. В этом году к дисциплинарной ответственности за нарушение прав налогоплательщиков привлечено шестнадцать сотрудников из разных налоговых инспекций республики.
Но урегулировать налоговый спор можно и непосредственно в налоговой инспекции до обращения с жалобой в республиканское Управление.
В соответствии со ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения с приложением документов, подтверждающих их обоснованность.
Сегодня во всех инспекциях действуют подразделения налогового аудита. Цель их работы - не только подготовка соответствующего объективного заключения по возражениям плательщика, но и урегулирование любых возникающих спорных ситуаций, которые могут в дальнейшем стать причинами жалоб в вышестоящий налоговый орган или исков в суд. Информация о таких подразделениях размещена в инспекциях на стендах.
Практика работы доказывает, что сегодня досудебное урегулирование налоговых споров - реальный инструмент, позволяющий налогоплательщикам без обращения в суд отстоять свои права в споре с налоговой инспекцией.
Начальник отдела досудебного аудита
УФНС России по Республике Башкортостан
Костарева А. Е.
В УФНС по Башкортостану за разрешением спора в досудебном порядке обратились 830 заявителей
«Разберемся до суда?» О практике рассмотрения налоговых споров.
Начать дискуссию