Со 2 сентября 2010 года действует Федеральный закон
от 27.07.2010 № 229-ФЗ (далее—Закон), внесший
значительные поправки в Налоговый кодекс.
Одна из требующих внимание о расширении электронного
документооборота между налогоплательщиками
и налоговыми органами, что еще более сократит
количество личных обращений и посещений
плательщиков в инспекцию.
Закон № 229-ФЗ отчасти был создан и в целях реализации перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р (далее — План), в части оказания налоговыми органами услуг в электронном виде через Интернет или Единый портал государственных услуг (далее — Единый портал) и предусматривает:
1. Упрощение постановки на учет в налоговых органах - организациям и физическим лицам предоставляется право сообщения, заявления о постановке на учет (снятия с учета), уведомления о выборе налогового органа направлять в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).
Также заявителю могут быть направлены налоговым органом документы по запросу, подтверждающие постановку на учет или снятие с учета в налоговом органе.
Обязательным условием для направления документов в электронном виде является заверение электронной цифровой подписью (ЭЦП) уполномоченного лица.
2. Требование об уплате налога и налоговое уведомление – при появлении задолженности у налогоплательщика у налогового органа появилась возможность высылать требование об уплате налога по ТКС.
При несогласии налогоплательщик может пойти в налоговый орган с подтверждающими документами. Если уплата не поступает, одновременно налогоплательщику и в банк направляются решения о приостановлении операций по счетам. Скорость передачи по ТКС в этом случае выгодна. Чем раньше налогоплательщик получит требование, тем больше времени у него будет изменить ситуацию. Есть выгоды и налоговых органов существенно снизятся затраты на бумагу и на услуги связи.
3. Обязанность представлять декларации в электронном виде только по ТКС
Не смотря на явное преимущество предоставления отчетности по ТКС, были споры о том, что электронный вид – это еще и СD-диски, флеш-накопители и дискеты. Ранее в пункте 4 статьи 80 НК РФ не уточнялось, какой способ можно использовать при подаче декларации в электронном виде. Теперь в пункте 4 Ф есть прямое указание, что декларация может быть передана только по ТКС.
Предусмотрены за неисполнение и штрафные санкции если налогоплательщик, подаст декларацию на бумажном носителе, по новой статье 119.1 НК РФ будет оштрафован на 200 руб. А не отчитается вовремя будет привлечен к ответственности и по статье 119 НК РФ за нарушение срока.
На основании Закона № 229-ФЗ ФНС России должен утвердить формы и форматы документов, порядки заполнения и направления таких форм в электронном виде.
После всех необходимых в таких случаях процедур и опубликования утвержденных документов новая возможность будет реализована.
4. Изменения во взаимодействии с кредитными организациями
Закон № 229-ФЗ с 1 января 2012 года предусматривает вменить банкам в обязанность сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя, частного нотариуса и адвоката, учредившего адвокатский кабинет) только в электронном виде.
ФНС России разработан проект порядка представления в банки запросов налоговых органов о наличии счетов в банке, об остатках денежных средств на счетах, о представлении выписок по операциям на счетах налогоплательщиков. Его реализация позволит усилить контроль за сроками представления сведений и существенно сократит бумажный документооборот.
5. При разработке новых порядков электронного документооборота ФНС России использованы следующие принципы:
- взаимодействие осуществляется через специализированного оператора связи или через сайт ФНС России или Единый портал;
- при представлении документа в электронном виде отсутствует необходимость сдавать его на бумажном носителе;
- все участники обязаны хранить электронные документы совместно с сертификатом ключа подписи (СКП);
- средства ЭЦП обязательно должны быть сертифицированы;
- СКП выдается удостоверяющим центром, входящим в сеть доверенных удостоверяющих центров ФНС России;
- датой представления документа в налоговый орган считается дата, указанная в подтверждении об отправке (уведомлении о результатах приема);
- перечень обстоятельств, при которых документооборот считается несостоявшимся, является закрытым.
Развитие системы информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками на базе использования современных технологий еще и один из способов борьбы с коррупцией.
6. Электронные счета-фактуры
В настоящее время по разным источникам среднее предприятии составляет от 5 до 27 тысяч экземпляров счетов-фактур в год. Для этого массива нужны архивы для хранения в течение длительного срока. Если счета-фактуры сформированы бухгалтерской программой на компьютере, для проверки их необходимо будет распечатать и заверить копии.
О необходимости перехода на электронный оборот счетов-фактур говорилось давно. Законом № 229-ФЗ определена возможность составления счетов-фактур и на бумажном носителе и в электронном виде. Налоговые органы теперь вправе получать от налогоплательщиков документы в электронном виде.
До конца 2010 года должен быть определен порядок документооборота электронных счетов-фактур; созданы сеть операторов электронного документооборота, сеть доверенных удостоверяющих центров для обеспечения единого поля доверия ЭЦП продавцов и покупателей.
Перечень документов, которые будут направляться налоговым органом налогоплательщику по ТКС:
- решение о проведении выездной налоговой проверки (п. 2 ст. 89 НК РФ);
- требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа (п. 5 ст. 69 НК РФ);
- решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ);
- решение о возобновлении проведения выездной проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ);
- справку о проведенной выездной налоговой проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ);
- поручение об истребовании документов (информации) (п. 3 ст. 93.1 НК РФ);
- уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (п. - 1 ст. 31 НК РФ);
- требование о представлении документов (информации) (п. 2 ст. 93 НК РФ);
- решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов (п. 3 ст. 93 НК РФ);
- акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки (п. 4 ст. 100 НК РФ);
акт камеральной налоговой проверки (п. 4 ст. 100 НК РФ);
- решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица (лиц), участие которого (которых) необходимо для их рассмотрения (п. 3 ст. 101 НК РФ);
- решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);
- решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);
- решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);
- акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ);
- решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ);
- решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ);
- решение о приостановлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица (п. 4 ст. 31 и п. 15.1 ст. 101 НК РФ);
- решение о возобновлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица (п. 4 ст. 31 и п. 15.1 ст. 101 НК РФ);
- решение об отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 4 ст. 31 и п. 15.1 ст. 101 НК РФ)
Что ожидает налогоплательщиков в ближайшем будущем?
Со 2 сентября 2010 года действует Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ, внесший значительные поправки в Налоговый кодекс.
Начать дискуссию