ЕСХН

УФНС Свердловской области информирует о применении системы налогообложения для сельхозпроизводителей

Информация о применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Налогоплательщиками ЕСХН признаются организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства. Уплата ЕСХН заменяет собой уплату налога на прибыль организаций (для индивидуальных предпринимателей НДФЛ), НДС, налога на имущество (п. 3 ст. 346.1 НК РФ).
Условием перехода на уплату ЕСХН является то, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 %. Перейти на уплату ЕСХН могут сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), если доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70 %. При этом обслуживающие кооперативы, к которым в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» отнесены кооперативы, осуществляющие механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные и др. работы, в перечень потребительских кооперативов, которые могут быть отнесены к сельскохозяйственным товаропроизводителям, не включены (письмо Минфина России от 10.06.2010 № 03-11-06/1/14).
Глава 26.1 НК РФ разделяет переработку собственной сельхозпродукции на первичную и последующую (промышленную). Перечень сельскохозяйственной продукции и продукции первичной переработки, произведенной из сельхозсырья собственного производства, приведен в Постановлении Правительства РФ от 25.07.2006 № 458.
Налогоплательщики, желающие перейти на уплату на ЕСХН, должны подать в налоговый орган заявление о переходе на ЕСХН в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, с которого налогоплательщик планирует перейти на данный спецрежим. Рекомендуемая форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/183 (форма № 26.1-1).
Вновь созданные организации (индивидуальные предприниматели) должны подать заявление о переходе на ЕСХН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет. В этом случае они считаются перешедшими на уплату ЕСХН с даты постановки на учет в налоговом органе (ст. 346.3 НК РФ).
Организации уплачивают ЕСХН по месту регистрации, индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства (п. 4 ст. 346.9 НК РФ).
ФНС России письмом от 02.11.2010 № ШС-37-3/14713 разъяснила, что переход к ЕСХН осуществляется налогоплательщиками добровольно. Таким образом, переход на ЕСХН является правом налогоплательщиков и не требует согласия налогового органа в случае соблюдения всех условий для перехода. Однако для вновь зарегистрированных налогоплательщиков НК РФ установлен пресекательный срок для подачи заявления - пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. В случае, если в установленный срок налогоплательщик не подал заявление, то он не вправе применять ЕСХН с даты постановки на учет в налоговом органе, то есть «по умолчанию» он становится налогоплательщиком общего режима налогообложения.
Учитывая добровольный переход на ЕСХН, уведомления о возможности или невозможности применения этого режима налогообложения налоговыми органами не направляются. При нарушении налогоплательщиком установленных сроков подачи заявлений налоговым органом направляется сообщение о невозможности рассмотрения заявления о переходе на ЕСХН по форме № 26.1-5 (Приказ ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/183).
По факту обнаружения нарушения налогоплательщиком условий и требований применения ЕСХН данному налогоплательщику налоговым органом направляется сообщение о несоответствии требованиям применения ЕСХН по форме № 26.1-4 (Приказ ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/183).
ЕСХН не применяется бюджетными учреждениями. Налогоплательщики ЕСХН не должны заниматься производством подакцизных товаров.
Налогоплательщики, которые планируют переход ЕСХН со следующего календарного года, рассчитывают долю дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства реализации за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на ЕСХН.
Письмом ФНС России от 02.11.2010 № ШС-37-3/14720 разъяснено, что выручка от реализации основных средств и материалов включается в общий доход от реализации товаров (работ, услуг). Например, выручка от реализации недвижимого имущества (земельного участка) включается в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) при определении ограничения, предусмотренного п. 4 ст. 346.3 НК РФ (письмо Минфина России от 09.11.2009 № 03-03-06/1/731). При этом при определении указанной доли доходы от сдачи имущества в аренду не включаются, если они относятся к внереализационным доходам (письма Минфина России от 17.07.2009 № 03-11-06/1/36, от 14.07.2009 № 03-11-06/1/32 и др.).
При определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя доходы от реализации продукции первичной переработки, отдельные этапы которой осуществляются сторонними организациями (индивидуальными предпринимателями), в составе доходов от реализации сельхозпродукции не учитываются (письмо Минфина России от 11.02.2009 № 03-11-04/1/27).
Выручка от реализации акций других организаций (долей в уставном капитале) включается в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) для расчета вышеуказанной доли. При этом доходы, полученные от деятельности по договору простого товарищества (совместной деятельности), и дивиденды, полученные от других организаций, согласно п. п. 1 и 9 ст. 250 НК РФ, относятся к внереализационным доходам (письмо Минфина России от 17.02.2009 № 03-11-06/1/07).
При расчете процентной доли дохода налогоплательщики ЕСХН должны учитывать доходы кассовым методом (письмо Минфина России от 11.01.2010 № 03-11-06/1/01).
В том случае, если по итогам года доля дохода от реализации сельхозпродукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составит менее 70 %, налогоплательщик обязан самостоятельно произвести перерасчет налогов исходя из общего режима налогообложения за весь этот год (письмо Минфина России от 07.09.2010 № 03-11-06/1/22). При этом в течение 20 дней по окончании календарного года необходимо представить заявление в налоговый орган о перерасчете налоговых платежей и до 1 февраля уплатить все налоги по общей системе налогообложения. Такой налогоплательщик утрачивает право на применение системы ЕСХН на следующий налоговый период, и вновь вернуться на данный режим он сможет только через год.
Операции по реализации товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, осуществленные в период применения ЕСХН налогоплательщиками, утратившими право на применение этого налогового режима, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке, при этом налог уплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Вместе с тем Федеральным законом от 02.06.2010 № 115-ФЗ с 01.01.2011 устанавливается порядок начисления пени. В случае если налогоплательщик по итогам налогового периода нарушил требования, установленные п. п. 2 и 2.1 ст. 346.2 НК РФ и не произвел в установленном абз. 3 п. 4 ст. 346.3 НК РФ перерасчет подлежащих уплате сумм налогов, то пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате соответствующего налога начиная со следующего дня после установленного абз. 3 данного пункта срока перерасчета подлежащих уплате сумм налогов.
Письмом ФНС России от 24.11.2010 № ШС-37-3/16198 разъяснено, что главным условием, позволяющим применять систему налогообложения в виде ЕСХН, является осуществление налогоплательщиком процесса производства сельскохозяйственной продукции, а также получения доходов от ее реализации. Поэтому в случае, если вновь зарегистрированным налогоплательщиком, перешедшим на уплату ЕСХН, по итогам налогового периода нарушено вышеуказанное ограничение, в том числе в связи с отсутствием у налогоплательщика доходов от реализации, то согласно п. 4 ст. 346.3 Кодекса он утрачивает право на применение ЕСХН с момента постановки на учет в налоговом органе.
Налогоплательщик, утративший право на применение ЕСХН, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором им допущено нарушение, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль организаций (НДФЛ), налогу на имущество в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций (индивидуальных предпринимателей), кроме того, такой налогоплательщик уплачивает пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.
Объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 2 ст. 346.5 НК РФ), ставка установлена в размере 6 % от налоговой базы (ст. 346.8 НК РФ).
Все доходы, получаемые в ходе осуществления деятельности, включаются в налоговую базу при исчислении ЕСХН. К ним относятся и доходы от реализации продукции (работ, услуг), и внереализационные доходы. К выручке от реализации относятся все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Конкретный перечень расходов установлен п. 2 ст. 346.5 НК РФ.
Материальные расходы, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов (включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений), а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты), при оплате услуг третьих лиц.
Согласно подп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщики ЕСХН уменьшают полученные ими доходы на расходы в виде потерь от падежа и вынужденного убоя птицы и животных в пределах норм, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.06.2010 № 431 (вступило в силу 23.06.2010, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2010).
В соответствии с подп. 44 п. 2 ст. 346.5 НК РФ налогоплательщики ЕСХН при определении объекта налогообложения уменьшают полученные ими доходы на расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотии и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий.
В отношении потерь от засухи Письмом Минфина России от 21.10.2010 № 03-11-10/128 разъяснено, что согласно Межгосударственному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 25.05.1995 № 267, засуха (код 3.4.20) относится к опасным метеорологическим явлениям и процессам (подраздел 3.4) и является природной чрезвычайной ситуацией (разд. 3). Исходя из этого, расходы в виде убытка от засухи по погибшим площадям при введении на территории субъекта РФ чрезвычайной ситуации нормативным правовым актом органа исполнительной власти данного субъекта могут учитываться в составе расходов при определении объекта налогообложения по ЕСХН при условии, что данные расходы не будут являться расходными обязательствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого сложилась чрезвычайная ситуация, либо федеральных органов исполнительной власти в вышеуказанном случае.
По вопросу списания стоимости основных средств, приобретенных после перехода на систему в виде ЕСХН, следует руководствоваться письмами Минфина России от 25.03.2010 № 03-11-06/1/09, от 02.02.2009 № 03-11-09/30.
Согласно п. 4 ст. 346.5 НК РФ расходы на приобретение основных средств, которые приобретены в период применения ЕСХН, учитываются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию. При этом в течение налогового периода данные расходы принимаются равными долями. Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации (объекты недвижимости), учитываются в расходах в соответствии со ст. 346.5 НК РФ с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
При приобретении в период применения ЕСХН транспортного средства, в частности комбайна, расходы на его приобретение при определении объекта налогообложения учитываются в течение налогового периода, в котором произошел ввод его в эксплуатацию и произведена оплата данного комбайна, независимо от периода регистрации его в органах гостехнадзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (письмо Минфина России от 25.03.2010 № 03-11-06/1/09).
По вопросу отражения в учете расходов по основным средствам, приобретенным (построенным) до перехода на ЕСХН, следует руководствоваться письмом Минфина России от 08.10.2009 № 03-11-06/1/45.
Согласно п. 5 ст. 346.6 НК РФ налогоплательщики ЕСХН вправе уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на уплату ЕСХН (абз. 8 п. 5 ст. 346.6 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления налогоплательщиком ЕСХН покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС, вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет. «Входящий» НДС по товарам (работам, услугам) учитывается налогоплательщиками ЕСХН в составе расходов.
Налоговым периодом для налогоплательщиков, применяющих ЕСХН, признается календарный год. С 2009 года налоговая декларация по ЕСХН представляется по итогам года, однако по окончании отчетного периода (первого полугодия) не позднее 25 июля нужно должен быть уплачен авансовый платеж (п. 2 ст. 346.9 НК РФ). Просрочка уплаты авансового платежа влечет за собой начисление пеней.
Налоговая декларация по ЕСХН утверждена Приказом Минфина России от 22.06.2009 № 57н, представляется не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сумма налога, подлежащая доплате по итогам года, рассчитывается налогоплательщиком как разница между начисленным налогом и величиной авансового платежа. По итогам налогового периода налог уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом сумма уплаченного ЕСХН не включается в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по данному налогу (письмо Минфина России от 12.10.2010 № 03-11-06/1/24).
Если налогоплательщик ЕСХН получает средства на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, то при учете данных средств следует руководствоваться письмом ФНС России от 19.08.2010 № ШС-37-3/9373.
В случае получения налогоплательщиком выплат в 2010 г. и использования части этих выплат в 2010 г. в составе доходов и расходов при применении ЕСХН должна учитываться сумма выплат, израсходованная налогоплательщиком в данном налоговом периоде в соответствии с условиями получения указанных выплат. В аналогичном порядке учитывается оставшаяся неучтенная сумма выплат в 2011-2012 годах. Если расходы, предусмотренные условиями получения указанных выплат, произведены полностью в течение первого (первых двух) налогового(ых) периода(ов), то полученные выплаты и осуществленные за счет этих выплат расходы отражаются в налоговом учете в соответствующих налоговых периодах.
В случае нарушения условий получения выплат, предусмотренных пп. 1 п. 5 ст. 346.5 и п. 1 ст. 346.17 Кодекса, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.
Согласно разъяснениям Минфина России от 14.08.2009 № 03-03-05/156, субсидии, полученные коммерческими организациями, целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы в составе внереализационных доходов. При этом, в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий. Следовательно, субсидии, полученные на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежат отдельному учету, и о расходовании указанных средств налогоплательщик отчитываться не обязан.
То есть субсидии, полученные сельскохозяйственными товаропроизводи-телями в целях возмещения затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, семян, ГСМ, уплату процентов по кредитам, техническое перевооружение и т.д. должны учитываться при определении налоговой базы по ЕСХН в составе внереализационных доходов (письма Минфина России от 03.02.2010 № 03-11-06/1/4, от 16.07.2009 № 03-11-06/1/33 и др.).
С переходом организаций на уплату ЕСХН ведение ими бухгалтерского учета осуществляется в общеустановленном порядке в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иными нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету.
Организации, применяющие систему ЕСХН, ведут налоговый учет доходов и расходов в самостоятельно разработанных регистрах налогового учета. Индивидуальные предприниматели – плательщики ЕСХН, обязаны вести Книгу учета доходов и расходов, утвержденную Приказом Минфина России от 11.12.2006 № 169н. Хозяйственные операции в данной Книге отражаются на основе первичных документов позиционным способом. При ведении Книги в электронном виде налогоплательщики обязаны по окончании налогового периода вывести ее на бумажные носители. На каждый очередной налоговый период открывается новая Книга учета доходов и расходов.
Согласно официальной позиции ФНС России, отраженной в Письме от 03.02.2010 № ШС-22-3/84@, поскольку НК РФ не устанавливает ни сроки, ни порядок представления Книг учета доходов и расходов в налоговый орган, налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков обязательного представления вышеуказанных Книг для заверения, они заверяются только по просьбе налогоплательщиков.

Начать дискуссию