Новости ФНС

УФНС по Псковской области разъясняет меры по предотвращению банкротства

Банкротство субъектов малого и среднего бизнеса и меры по его предотвращению.

Банкротство субъектов малого и среднего бизнеса и меры по его предотвращению.

Банкротство организаций

На текущий момент основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы, связанные с банкротством хозяйствующих субъектов, в том числе индивидуальных предпринимателей, является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон). Согласно ст. 2 Закона несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. К примеру, расплатиться по гражданско-правовым договорам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налоги, взносы и т.д.).

В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона производство по делу о банкротстве (при наличии соответствующих признаков банкротства, установленных в ст. 3) может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., а к должнику-гражданину - не менее 10 тыс. руб. и данные требования не удовлетворены должником в течение 3 месяцев.

В сложное время экономического спада для многих компаний наступили тяжелые времена. Нередко ранее процветавшее предприятие находится в сложном финансовом положении, и собственникам ничего не остается, как оптимизировать потери и завершить коммерческую деятельность.

Выходом в такой ситуации может стать применение процедуры банкротства предприятия, тем более что это единственно возможный способ легального характера для ликвидации юридического лица, неспособного оплатить долги.

Статьями 8 и 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлены как право, так и обязанность должника на подачу в арбитражный суд заявления о банкротстве, неразрывно связанные с возникновением обстоятельств, вызванных неспособностью юридического лица исполнять свои обязательства.

Несомненно, инициирование процедуры банкротства самим должником содержит для него явные преимущества: возможность выбора кандидатуры арбитражного управляющего и, следовательно, возможность эффективного взаимодействия с ним в будущем; блокирование действий кредиторов в отношении имущества предприятия; защиту от исполнения судебных решений по взысканию долгов; возможность продолжать хозяйственную деятельность до момента ликвидации юридического лица. Однако главное - это возможность сохранить наиболее интересные ликвидные активы предприятия, с которыми необходимо будет расстаться до начала банкротных процедур, обязательной инвентаризации и оценки имущества.

Вот здесь и кроются наиболее опасные риски для руководителей предприятия - должника, которых необходимо защитить от обвинений в преднамеренном или фиктивном банкротстве, поскольку в соответствии с Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 855, после обращения предприятия с заявлением о банкротстве в обязательном порядке будет проведена соответствующая проверка.

Для того чтобы максимально снизить указанные риски, необходимо тщательно проанализировать такие понятия, как "преднамеренное банкротство" и "фиктивное банкротство".

Признаки преднамеренного банкротства установлены ст. 196 УК РФ и представляют собой действия как прямого, так и косвенного характера, направленные на "создание или увеличение неплатежеспособности как до признания или официального объявления должника банкротом, так и в период банкротства", связанные прежде всего с получением определенных имущественных или неимущественных выгод для заинтересованных лиц.

Что касается фиктивного банкротства, в соответствии со ст. 197 УК РФ это заведомо ложное объявление должника о своей несостоятельности при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Как правило, в этих целях должник значительно преувеличивает сумму кредиторской задолженности, опираясь на фиктивные первичные документы, увеличивающие показатели пассива баланса.

Отметим, что возбуждение уголовного дела по ст. 197 УК РФ - большая редкость, поскольку основанием для этого может служить только решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом.

И, наконец, существует квалификация признания неправомерных действий при банкротстве, установленная ст. 195 УК РФ, содержащей закрытый перечень таких действий: сокрытие имущества, имущественных прав или обязанностей, а также сведений о них; передача имущества во владение другим лицам; отчуждение или уничтожение имущества; сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и других учетных документов, отражающих экономическую деятельность компании, повлекшие причинение крупного ущерба (более 250 000 руб.) и произведенные при наличии признаков банкротства.

Таким образом, законодательством четко квалифицированы критерии, характеризующие действия руководства предприятия, подавшего заявление о своем банкротстве, как направленные на преднамеренное или фиктивное банкротство и формирующие серьезные риски уголовного преследования для руководителей.

Из изложенного становится понятно, что в непростой период подготовки к процедуре банкротства рядом с руководителем предприятия должны находиться квалифицированные юристы, от которых потребуется особое внимание при планировании, реализации и документальном оформлении хозяйственных операций, при этом:

условия реализации активов должны соответствовать общепринятым нормам;

стоимость реализованных активов должна быть максимально близка рыночной, что целесообразно подтвердить заключением независимого оценщика;

оставшееся у должника имущество не должно быть явным "неликвидом";

реализация ликвидных активов не должна привести к остановке обычной хозяйственной деятельности предприятия;

приобретение обязательств или нового имущества должно быть экономически обоснованно;

вывод активов в уставный капитал вновь созданных юридических лиц необходимо обосновывать договорами о совместной деятельности, заключенными на выгодных для должника условиях;

организационные расходы и затраты на оплату труда не должны превышать обычный для предприятия уровень;

кредитная политика предприятия должна носить весьма осторожный характер;

имущество и денежные средства предприятия не должны расходоваться на нужды, которые могут быть квалифицированы как не связанные с основной деятельностью (например, кредитование третьих лиц в период недостатка ликвидности), и т.д.;

вся документация должна быть оформлена в четком соответствии с действующими требованиями.

При соблюдении означенных условий возможно исключить признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также претензии в неправомерном отчуждении имущества и в заключении невыгодных для предприятия сделок.

Итак, можно утверждать, что банкротство по заявлению должника является весьма эффективной и легитимной процедурой ликвидации юридического лица, неспособного рассчитаться с долгами, но только в том случае, если будут соблюдены все требования по оптимизации рисков уголовной ответственности, связанной с наличием признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, вызванного действиями руководства.



Банкротство индивидуального предпринимателя

В силу ст. 214 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 127-ФЗ гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Согласно п. 2 ст. 202 Закона N 127-ФЗ правила § 1 гл. X Закона N 127-ФЗ применяются к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя, с учетом особенностей, установленных в § 2 указанной главы. В соответствии с п. 2 ст. 33 Закона N 127-ФЗ заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику-гражданину в совокупности составляют не менее чем 10 000 руб.

Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано самим должником - индивидуальным предпринимателем, кредитором, требование которого связано с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности, уполномоченными (в частности, налоговыми) органами. (ст. 215 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)

Однако в соответствии со ст. 9 Закона N 127-ФЗ предприниматель обязан обратиться в суд с заявлением о своем банкротстве в случаях, когда удовлетворение требований одного кредитора (нескольких кредиторов) приводит к тому, что предприниматель не может в полном объеме исполнить денежные обязательства перед другими кредиторами и уплатить обязательные платежи. При этом учитываются обязательства, срок исполнения которых наступил;

- обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной его хозяйственную деятельность в дальнейшем.

Индивидуальный предприниматель должен направить заявление о признании себя банкротом в арбитражный суд не позднее месяца с момента возникновения указанных обстоятельств.

В случае невыполнения данной обязанности он подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа от 5000 до 10 000 руб. или дисквалификации на срок от шести месяцев до двух лет (п. 5 ст. 14.13 КоАП РФ).

Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом подается в арбитражный суд по месту его жительства.

Заявление подается в письменной форме и должно быть подписано индивидуальным предпринимателем или его представителем. В последнем случае на представителя должна быть оформлена нотариально заверенная доверенность, где перечисляются предоставляемые представителю полномочия.

В заявлении предпринимателя должны быть указаны:

- наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление;

- сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается предпринимателем;

- сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, оплате труда работников должника и выплате им выходных пособий, сумма вознаграждения, причитающегося для выплаты вознаграждений по авторским договорам;

- размер задолженности по обязательным платежам;

- обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или существенного осложнения хозяйственной деятельности при обращении взыскания на имущество предпринимателя;

- сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными или третейскими судами исковых заявлениях к предпринимателю, исполнительных документах, а также об иных документах, предъявленных для списания денежных средств со счетов должника в безакцептном порядке;

- сведения об имеющемся у предпринимателя имуществе, в т.ч. о денежных средствах и дебиторской задолженности;

- номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, адреса банков и иных кредитных организаций;

- наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего;

- размер вознаграждения арбитражного управляющего;

- перечень прилагаемых документов;

- сведения об обязательствах должника, не связанных с предпринимательской деятельностью.

К заявлению прилагаются подлинники или нотариально заверенные копии документов, подтверждающих:

- наличие задолженности, а также неспособность предпринимателя удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

- иные обстоятельства, на которых основывается заявление предпринимателя;

- документ о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

- список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников предпринимателя;

- документы о составе и стоимости имущества должника-гражданина (ст. 38 Закона N 127-ФЗ).

При подаче заявления необходимо уплатить государственную пошлину в размере 4000 руб. (пп. 5 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Документ, подтверждающий уплату госпошлины, также прикладывается к заявлению.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности (ст. 216 Закона N 127-ФЗ).

Индивидуальный предприниматель не может быть зарегистрирован в том же качестве в течение года с момента признания его банкротом.

После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании его банкротом.

Таким образом, прекращаются обязательства предпринимателя, признанного банкротом, перед его кредиторами, в т.ч. связанные с уплатой в бюджет налоговых платежей. Такая ситуация имеет место, если имущества предпринимателя недостаточно для удовлетворения требований кредиторов или кредитор не заявил свои требования в процессе процедуры банкротства.

Сохраняют силу требования граждан, перед которыми лицо, объявленное банкротом, несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также иные требования личного характера (п. 4 ст. 25 ГК РФ).



Процедуры банкротства

Статья 27 Закона о банкротстве устанавливает следующие процедуры банкротства:

1) наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

2) финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

3) внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

4) конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

5) мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Рассмотрим более подробно процедуру банкротства – конкурсное производство.

Конкурсное производство является традиционной процедурой банкротства. Согласно ст. 2 Закона о банкротстве под ним понимается процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

В соответствии со ст. 124 Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства, которое вводится на срок до 6 месяцев. Однако срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, но не более чем на 6 месяцев.

Согласно ст. 127 Закона о банкротстве при принятии арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства суд утверждает конкурсного управляющего. Именно это лицо с даты его утверждения и до даты прекращения производства по делу о банкротстве (или до заключения мирового соглашения либо отстранения конкурсного управляющего) осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления организации, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в порядке и на условиях, установленных законом (ст. 129 Закона о банкротстве). Следовательно, конкурсный управляющий наделен правом увольнять работников организации в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством, в том числе и по подп. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового Кодекса РФ. Причем в Законе о банкротстве указано, что конкурсный управляющий должен уведомить сотрудников организации о предстоящем увольнении не позднее одного месяца с даты введения конкурсного производства (п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве). Кроме того, по ст. 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан не реже одного раза в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное, представлять ему отчет о своей деятельности, включающий сведения о количестве сотрудников, продолжающих работу в ходе конкурсного производства, а также о числе уволенных работников.

Введение процедуры конкурсного производства влечет наступление определенных материально-правовых последствий, которые предопределяют особенности правового статуса конкурсных кредиторов в ходе указанной процедуры банкротства. К ним относятся следующие последствия:

- срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

- прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных ст. 126 Закона о банкротстве. Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату открытия конкурсного производства. Данная норма принципиально изменила подход законодателя к вопросу о возможности начисления процентов в ходе конкурсного производства. Если ранее судебная практика исходила из того, что на текущие требования начисление процентов не допускается, то сейчас Закон прямо указывает обратное. Такое нововведение следует признать оправданным, так как это отвечает сущности текущих платежей, призванных поддерживать "хозяйственную жизнь" несостоятельного должника. Между тем нельзя согласиться с нормами о начислении на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов процентов, так как "проценты полагаются за пользование капиталом, между тем в течение всего конкурсного производства, имеющего характер ликвидации, капиталы не могут получать никакого назначения". Указанные проценты, как и проценты, начисляемые на основании п. 2 ст. 81 и п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве, не являются текущими платежами, и в силу прямого указания Закона требования о них удовлетворяются в специальном порядке, установленном приведенными нормами закона. Поскольку эти проценты начисляются при расчетах с кредиторами непосредственно арбитражным управляющим, судебный акт об их начислении не выносится и в реестр требований кредиторов они не включаются .

- сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну;

- совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Для участия конкурсных кредиторов в конкурсном производстве им нужно предъявлять свои требования к должнику. Данные требования могут быть заявлены в течение двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Согласно п. 3 информационного письма ВАС РФ от 26 июля 2005 г. N 93 восстановление двухмесячного срока, установленного для закрытия реестра требований кредиторов, законодательством не предусмотрено.

Истечение срока предъявления требований не влечет прекращения права кредиторов на участие в конкурсном производстве. Правовым последствием просрочки данного срока является изменение порядка удовлетворения требований данного кредитора. Требования, заявленные конкурсными кредиторами в течение двухмесячного срока, подлежат удовлетворению в порядке третьей очереди, в то время как требования, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Заявление конкурсными кредиторами своих требований после закрытия реестра требований кредиторов влечет не только изменение порядка удовлетворения их требований. С указанным обстоятельством связано также значительное изменение правового положения данных лиц. Согласно информационному письму ВАС РФ от 30 декабря 2004 г. N 86 "О правовом положении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, заявивших свои требования после закрытия реестра требований кредиторов" конкурсные кредиторы, заявившие свои требования после закрытия реестра требований кредиторов, не вправе голосовать на собрании кредиторов.

Представляется также справедливой позиция, согласно которой кредитор-залогодержатель, предъявивший свои требования с пропуском срока, установленного п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве, утрачивает все привилегии, связанные со статусом залогодержателя, в частности право давать согласие на заключение мирового соглашения.

Правила о недопустимости восстановления срока заявления требований в ходе конкурсного производства, а также о невозможности участия конкурсных кредиторов, заявивших свои требования после закрытия реестра требований кредиторов, в собрании кредиторов являются совершенно оправданными, поскольку способствуют внесению в конкурсный процесс известной определенности и его ускорению. В противном случае конкурсное производство могло бы быть осложнено спорами, связанными с обжалованием решений, принятых на собрании кредиторов без участия указанных конкурсных кредиторов.

Вышеприведенные правила касаются только тех кредиторов, которые не участвовали ранее в деле о банкротстве. Те же, которые принимали ранее участие в деле о банкротстве, с введением конкурсного производства автоматически заносятся в реестр требований кредиторов.

В ходе конкурсного производства расчеты с кредиторами, как правило, осуществляет конкурсный управляющий, который погашает требования конкурсных кредиторов из конкурсной массы.

Под конкурсной массой согласно ст. 131 Закона о банкротстве понимается все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество.

В ходе конкурсного производства конкурсная масса должна быть обращена в денежную массу, так как удовлетворение требований кредиторов производится в денежной форме. Это достигается при помощи таких гражданско-правовых средств, как продажа имущества и (или) предприятия должника, уступка права требования должника, замещение активов должника.

Поскольку данные мероприятия направлены на формирование источника удовлетворения требований конкурсных кредиторов, постольку возможность участия в них названных лиц представляет существенную гарантию их правового статуса.

Основным средством обращения конкурсной массы в денежную форму является прежде всего продажа имущества и (или) предприятия должника. Продаже всегда предшествует процедура определения продажной цены.

В ходе конкурсного производства оценку имущества должника осуществляет конкурсный управляющий.

Закон предусматривает положения, которые являются важными гарантиями прав и законных интересов конкурсных кредиторов и защищают их от возможных злоупотреблений со стороны конкурсного управляющего. К ним следует отнести необходимость проведения оценки имущества должника независимым оценщиком. При этом в отношении движимого имущества установлено исключение. На основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию должника банкротом, составляет менее 100 тыс. руб., может быть проведена без привлечения независимого оценщика.

В качестве другой гарантии следует признать возможность обжалования результатов оценки имущества должника, которое осуществляется в соответствии со ст. 60 Закона о банкротстве.

Порядок, сроки и условия продажи имущества должника определяет собрание кредиторов (комитет кредиторов) на основании предложения конкурсного управляющего, которое должно быть представлено в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника.

Новеллы Закона о банкротстве в части реализации имущества должника детально регламентируют процедуру реализации имущества должника, что является важным с точки зрения гарантии прав и законных интересов конкурсных кредиторов. Так, ст. 110 Закона о банкротстве устанавливает основные функции организатора торгов имущества несостоятельного должника, требования к содержанию сообщения о продаже предприятия, требования к содержанию заявки на участие в торгах, основания для принятия решения об отказе в допуске заявителя к участию в торгах. При этом следует отметить, что важным с точки зрения обеспечения интересов кредиторов должника и недопущения злоупотребления со стороны недобросовестных должников при реализации имущества является нововведение, согласно которому полномочие органов управления должника принимать решение о заключении крупных сделок прекращается с момента введения конкурсного производства (п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве).

Закон о банкротстве предусматривает специальный порядок определения условий проведения торгов в отношении заложенного имущества должника. Указанные условия определяются залоговыми кредиторами в той мере, в которой это допускается положениями Закона о банкротстве. Собрание кредиторов не вправе определять порядок и условия продажи заложенного имущества. Если залоговый кредитор не предъявил свои требования в рамках дела о банкротстве, заложенное имущество продается с торгов в порядке, предусмотренном п. п. 4, 5, 8 и 19 ст. 110, п. 3 ст. 111 Закона о банкротстве. При этом согласие залогового кредитора на продажу предмета залога не требуется.

В случае невозможности реализации имущества с торгов оно подлежит отчуждению посредством публичного предложения. В соответствии с новым законодательством о банкротстве победителем по продаже посредством публичного предложения признается лицо, которое первым представило в установленный срок заявку, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.

Другим способом обращения конкурсной массы в денежную форму является замещение активов должника. Под замещением активов понимается создание на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ.

Акции созданных на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах. Думается, что собрание кредиторов также правомочно принять решение о продаже указанных акций на организованном рынке ценных бумаг (абз. 1 п. 5 и абз. 2 п. 6 ст. 115 Закона о банкротстве).

Решение о замещении активов должника в ходе конкурсного производства принимает собрание кредиторов при условии, что за его принятие проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.

Для продажи акций, создаваемых на базе имущества должника юридических лиц, закон устанавливает такой же порядок, как и для продажи предприятия должника. Это значит, что в процессе замещения активов должника конкурсные кредиторы обладают такими же правовыми возможностями и действуют такие же правовые гарантии их прав и законных интересов, как и при продаже предприятия должника.

Наконец, имущество должника может быть обращено в денежную форму путем уступки прав требований должника.

Уступка прав требований должника осуществляется конкурсным управляющим с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов). Начальная цена уступаемых требований устанавливается решением собрания кредиторов (комитета кредиторов) на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика.

Согласно п. 2 ст. 140 Закона о банкротстве уступка прав требований осуществляется на основании договора продажи прав требований должника.

В ходе осуществления указанных гражданско-правовых мероприятий по реализации конкурсной массы в денежную форму между конкурсными кредиторами и конкурсным управляющим могут возникать различные разногласия. Они разрешаются арбитражным судом по заявлению собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного управляющего. По итогам рассмотрения названных разногласий арбитражный суд вправе освободить конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей.

Денежные средства, полученные в результате реализации имущества должника, должны зачисляться конкурсным управляющим на специальный счет, который именуется в Законе о банкротстве основным счетом должника.

Кроме фактического (предупреждающего) контроля за деятельность конкурсного управляющего, выражаемого в возможности давать согласие на осуществление мер, связанных с реализацией конкурсной массы, конкурсные кредиторы вправе осуществлять информационный (фактически последующий) контроль.

Указанный контроль осуществляется путем наложения на конкурсного управляющего обязанности по ежемесячному предоставлению комитету или собранию кредиторов отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе, о расходах (размере и обоснованности) на осуществление конкурсного производства. При этом следует отметить, что в случае полного погашения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника, и исключения из реестра этих требований арбитражный управляющий, не исполнивший обязанности по представлению отчета о своей деятельности собранию кредиторов, не подлежит привлечению к ответственности.

Помимо конкурсного управляющего расчеты с кредиторами также вправе произвести третье лицо. Данное лицо осуществляет расчеты с кредиторами путем исполнения обязательств должника. При этом указанное право может быть осуществлено третьим лицом при условии, если предоставленные денежные средства достаточны для полного погашения требований кредиторов в соответствии с реестром.

Обязательства должника могут быть исполнены двумя способами:

- перечислением денежных средств непосредственно кредиторам;

- перечислением денежных средств непосредственно должнику.

Лицо, имеющее намерение удовлетворить требования кредиторов должника, обязано направить заявление о таком намерении в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, и внешнему управляющему. Заявление о намерении подлежит рассмотрению арбитражным судом. В случае поступления в арбитражный суд от нескольких лиц заявлений о намерении они рассматриваются в порядке их поступления в арбитражный суд. По результатам рассмотрения заявления о намерении арбитражный суд выносит определение об удовлетворении заявления о намерении или определение об отказе в удовлетворении такого заявления в случае, если заявитель отказался от намерения погасить требования кредиторов.

В Законе о банкротстве не определяется правовая природа действия по подаче заявления о намерении. Несмотря на это на основе системного толкования норм законодательства о банкротстве можно сделать вывод о том, что направление заявления о намерении не порождает каких-либо материально-правовых последствий.

Согласно ст. 113 указанного Закона третье лицо подает заявление о намерении в арбитражный суд и арбитражному управляющему. При этом в отличие от ранее действующих норм данное заявление подлежит утверждению арбитражным судом путем вынесения определения. Заявление о намерении должно быть рассмотрено в течение 14 рабочих дней. Представляется, что установление указанного срока является неоправданным, так как это необоснованно увеличивает срок исполнения обязательств должника третьими лицами, что лишает их возможности оперативно использовать исследуемый механизм удовлетворения требований кредиторов и восстановления платежеспособности должника, с другой стороны, замедляет конкурсный процесс. Думается, что справедливее было бы сокращение указанного срока до 5 рабочих дней.

Новеллой законодательства о несостоятельности является требование к содержанию заявления о намерении. Согласно п. 3 ст. 113 Закона о банкротстве в заявлении о намерении удовлетворить в полном объеме требования кредиторов к должнику должны быть указаны:

- наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) заявителя;

- срок удовлетворения требований кредиторов, который не может превышать 20 дней с даты вынесения арбитражным судом соответствующего определения;

- способ удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (перечисление денежных средств на специальный банковский счет должника или в депозит нотариуса).

Третье лицо вправе исполнять обязательства должника только при условии удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр кредиторов. При этом удовлетворению подлежит не только основная сумма долга, но и неустойка (штрафы, пени), проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Необходимость полного удовлетворения вытекает из принципа равенства всех кредиторов должника, исключающего преимущества между кредиторами.

Между тем 30 декабря 2008 г. вступили в силу правила, допускающие возможность частичного удовлетворения третьими лицами требований кредиторов. Согласно ст. ст. 71.1, 85.1, 112.1 и 129.1 Закона о банкротстве в ходе процедур банкротства третьи лица вправе погасить требования к должнику об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов. При исполнении указанных обязательств третье лицо заменяет уполномоченные органы в конкурсном процессе, а размер и очередность его требований учитываются в реестре требований кредиторов в размере и очередности, как и погашенные требования к должнику об уплате обязательных платежей.

Требования кредиторов должника должны быть исполнены в течение 20 дней с момента вынесения арбитражным судом определения об удовлетворении заявления о намерении (ст. 113 Закона о банкротстве).

В случае исполнения обязательств должника конкурсный процесс подлежит прекращению.

При исполнении обязательств должника третье лицо приобретает право обратного требования к должнику.

Действующее законодательство о банкротстве предусматривает возможность удовлетворения требований кредиторов должника третьими лицами только в рамках процедуры внешнего управления и конкурсного производства. Подобное ограничение применения данного правового механизма представляется необоснованным, так как третьи лица имеют потенциальную возможность исполнения обязательств должника с момента возникновения конкурсного обязательства, т.е. с момента включения требований кредиторов в реестр требований. В Законе о банкротстве следует указать на возможность исполнения обязательств должника также в рамках наблюдения и финансового оздоровления. В процедуре финансового оздоровления погашение требований кредиторов третьими лицами будет иметь особенность. Поскольку в процедуре финансового оздоровления удовлетворение требований кредиторов осуществляется в соответствии с графиком погашения задолженности, постольку справедливо размер требований кредиторов, на который распространяется данный график, определять в соответствии с указанным документом, а не реестром требований кредиторов.

При системном толковании ст. ст. 113 и 125 Закона о банкротстве можно сделать вывод, что исполнение обязательств должника может осуществляться путем перечисления денежных средств кредиторам либо путем предоставления необходимых для удовлетворения требований кредиторов денежных средств должнику. Это значит, что законодатель отождествляет исполнение обязательства должника с институтом займа.

Вопрос о ликвидации юридического лица может идти только после того, как конкурсный управляющий представит арбитражному суду свой отчет о результатах проведения конкурсного производства. Обратим внимание, что после рассмотрения данного отчета суд может вынести одно из следующих определений:

- о прекращении производства по делу о банкротстве (в случае исполнения организацией-должником требований кредиторов согласно ст. 125 Закона о банкротстве);

- о завершении конкурсного производства (ст. 149 Закона о банкротстве).

При вынесении первого из упомянутых определений решение суда о признании должника банкротом не подлежит дальнейшему исполнению, то есть организация-должник возвращается к нормальному функционированию. Если же суд вынесет определение о завершении конкурсного производства, то конкурсный управляющий обязан в пятидневный срок с даты его получения представить его в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц. На основании данного определения не позднее чем в пятидневный срок с момента его представления указанный орган производит запись о ликвидации должника. И именно с этого момента юридическое лицо считается ликвидированным.



Возможные мероприятия для предотвращения банкротства

Начнем с того, что Федеральный закон N 229-ФЗ внес достаточно много позитивных изменений для налогоплательщиков. Так, им дали великолепную возможность изменения срока уплаты штрафов и пеней, получения налоговых отсрочек (ст. 64 НК РФ) при возникновении финансовых сложностей. В целях реализации положений главы 9 Налогового кодекса РФ утвержден Приказ Федеральной налоговой службы от 28 сентября 2010 года "Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами", зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2010 года № 18836.

В соответствии со ст. 63 Налогового кодекса РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются:

- по федеральным налогам и сборам – Федеральной налоговой службой Российской Федерации

- по региональным и местным налогам – Управление Федеральной налоговой службой по субъекту Российской Федерации

- по налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, - налоговые органы по месту жительства этих лиц.

Изменения коснулись и отдельных положений ст. 64 Налогового кодекса РФ. Так уточнен подпункт 3 пункта 2 статьи 64 НК РФ, которым предусмотрено такое основание, как угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства).

Согласно Письму Минфина России от 21.12.2009 N 03-02-07/1-546 наличие указанного основания предполагается устанавливать по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного Федеральной налоговой службой в соответствии с методикой, утверждаемой Минэкономразвития России. Методика в настоящее время разрабатывается Министерством экономического развития РФ.

Кроме того, внесены следующие существенные изменения:

Во-первых, отсрочка или рассрочка может быть предоставлена в отношении сумм штрафа (п. 6 ст. 61 НК РФ).

Во-вторых, увеличен размер инвестиционного налогового кредита с 30 до 100 процентов стоимости приобретенного оборудования (пп. 1 п. 2 ст. 67 НК РФ). Напомним, что такой кредит предоставляется:

- организациям, которые проводят научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы, техническое перевооружение производства;

- организациям, которые создают рабочие места для инвалидов или защищают окружающую среду от загрязнения промышленными отходами;

- компаниям, инвестирующим в создание объектов с наивысшим классом энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов.

В-третьих, срок для принятия налоговым органом решения о предоставлении отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита увеличен с одного месяца до 30 рабочих дней со дня получения заявления (п. 6 ст. 64, п. 5 ст. 67 НК РФ).

А теперь остановимся более подробно о предоставлении налогоплательщику отсрочки либо рассрочки по уплате платежей в бюджет.

Получить отсрочку (рассрочку) не получится, если в отношении организации (п. 1 ст. 62 НК РФ):

- возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

- проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

- имеются достаточные основания полагать, что эта организация воспользуется отсрочкой для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

Не предоставляется отсрочка (рассрочка) и налоговым агентам по перечислению налогов, в том числе НДФЛ (Письмо Минфина России от 6 февраля 2009 г. N 03-02-07/1-54). Отсрочка (рассрочка) по уплате налога на имущество организаций может быть предоставлена только при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 64 и п. 1 ст. 64.1 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено законом соответствующего субъекта РФ.

При наличии указанных обстоятельств, решение об изменении срока уплаты налога и (или) сбора не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

Об отмене вынесенного решения в трехдневный срок письменно уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица.

Заинтересованное лицо вправе обжаловать такое решение в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; необходим документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований и справка о сумме нанесенного ущерба, заверенная уполномоченным на это органом;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа; представляется документ, подтверждающий наличие соответствующих оснований;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления; требуются пояснительная записка налогоплательщика о причинах возникновения необходимости единовременной уплаты налогов с указанием их сумм; сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения за отсрочкой или рассрочкой; документы, подтверждающие возможность наступления банкротства в случае единовременной уплаты сумм налогов, утвержденные уполномоченным на это органом; копия определения арбитражного суда об утверждении мирового соглашения и копия утвержденного арбитражным судом мирового соглашения (в случае обращения в связи с утверждением арбитражным судом мирового соглашения), заверенные в установленном порядке; копия определения арбитражного суда о введении процедуры финансового оздоровления и копия утвержденного арбитражным судом графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления (в случае обращения в связи с утверждением арбитражным судом графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления), заверенные в установленном порядке;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер, представляется документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающий, что организация осуществляет деятельность, указанную в утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1999 г. N 382 "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения"

Перечне сезонных отраслей и видов деятельности, применяемом при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога; 6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам, с процентами или без. На сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в НК РФ. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

В случае обращения налогоплательщика с просьбой об изменении срока уплаты налогов и сборов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита в обязательном порядке представляются следующие документы:

а) заявление налогоплательщика с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита;

б) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов; в) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам;

г) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;

д) обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки, инвестиционного налогового кредита) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты налога, сбора;

е) копия устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений; ж) баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства; з) в необходимых случаях заверенная в установленном порядке копия договора поручительства.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов).

Изменения, которые были внесены в Налоговый кодекс РФ, а также утвержденный Приказ Федеральной налоговой службы от 28 сентября 2010 года № ММВ-7-8/469@"Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа» направлены прежде всего на то, чтобы институт отсрочек и рассрочек по уплате платежей в бюджет наконец-то заработал и снизил для отдельных налогоплательщиков бремя налоговой нагрузки.

Следует заметить, что в действующем российском законодательстве о несостоятельности (банкротстве) устанавливается возможность осуществления мер по реабилитации должника в рамках судебных процедур, а также мер по предупреждению банкротства, применяемых до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

В силу указаний ст. 30 Закона о банкротстве учредители (участники) должника, а в предусмотренных законом случаях - и органы публичной власти должны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций, в том числе меры, направленные на восстановление платежеспособности должника при наличии признаков его банкротства. К таким мерам можно отнести реорганизацию должника, продажу части его имущества, закрытию убыточных производств, смену руководства, а также оказание прямой финансовой поддержки.

К числу таких мер относится и досудебная санация (оздоровление), под которой понимается оказание должнику финансовой помощи, достаточной для погашения его денежных обязательств и восстановления платежеспособности, которая может быть предоставлена не только учредителями (участниками), но и его кредиторами и иными (третьими) лицами (ст. 31 Закона о банкротстве). Речь может идти о льготных займах (кредитах), предоставлении поручительств и банковских гарантий исполнения обязательств должника, отсрочках и рассрочках платежей, дополнительных взносах в уставный капитал должника и т.п. Одним из последних примеров оказания финансовой помощи третьими лицами может служить прекращение дела о банкротстве в отношении ООО «Ремстрой-2», ГП ПО «Автоколонна 1662», ООО Аэропорт г. В. Луки, ООО СК «Реконструкция», ООО «Энергопрогресс».

Так же одной из мер, направленных на предотвращения банкротства организация является мировое соглашение должника с кредиторами (ст. 150 Закона о банкротстве). Оно принимается по решению общего собрания кредиторов на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве и утверждается арбитражным судом. Содержание мирового соглашения могут составлять условия о рассрочке или отсрочке удовлетворения требований кредиторов, о прекращении обязательств путем предоставления должником отступного, изменения (новации) их содержания (например, передачи кредиторам оборудования или ценных бумаг вместо денежных сумм), об уменьшении (скидке) долга, об удовлетворении требований кредиторов иными законными способами. Одним из последних примеров может служить заключение Арбитражным судом мирового соглашения по ОАО Агропромышленный комплекс «Дуброво», в результате чего процедура конкурсного производства была прекращена.

Инвестиционный налоговый кредит

Начнем с того, что порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита определен статьями 66 и 67 Налогового кодекса РФ, а также Приказом ФНС России от 28.09.2010 года № ММВ-7-8/469@ "Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами", зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2010 года № 18836.

Согласно п. 1 ст. 66 Налогового кодекса РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

При этом предоставляются следующие документы:

а) документы, подтверждающие наличие соответствующего основания для получения инвестиционного налогового кредита;

б) документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для целей, перечисленных в подпункте 1 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации;

в) бизнес-план инвестиционного проекта.

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

При этом предоставляются следующие документы:

а) документы, подтверждающие наличие соответствующего основания для получения инвестиционного налогового кредита;

б) бизнес-план инвестиционного проекта.

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

При этом предоставляются следующие документы:

а) документы, подтверждающие наличие соответствующего основания для получения инвестиционного налогового кредита;

б) справка о выполнении особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлении организацией особо важных услуг населению, выданная уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

При этом предоставляются следующие документы:

а) документы, подтверждающие наличие указанного основания для получения инвестиционного налогового кредита;

б) справка о выполнении государственного оборонного заказа, выданная государственным органом власти, уполномоченным в области обеспечения выполнения государственного оборонного заказа.

5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

При этом предоставляются следующие документы:

а) документы, подтверждающие наличие соответствующего основания для получения инвестиционного налогового кредита;

б) бизнес-план инвестиционного проекта.

Согласно пункту 4 статьи 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы по налогу на прибыль между ФНС России и этой организацией. А по региональным и местным налогам между управлением ФНС России по субъекту РФ и организацией. Форма договора об инвестиционном налоговом кредите установлена Приказом ФНС России от 29.11.2005 № САЭ-3-19/622@ «Об утверждении форм договоров об инвестиционном налоговом кредите».

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон. Если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. При этом залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Сумма кредита, может составлять 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для проведения организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также осуществление организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В остальных случаях сумма кредита, определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Управления ФНС России по Псковской области В.Н. Иванов

Начать дискуссию