Летом и осенью 2010 г. был принят ряд Федеральных законов, которыми вносятся очередные поправки в обе части Налогового кодекса. Отдельные нормы этих Законов касаются правил исчисления НДС.
Важные поправки, внесенные в гл. 21 НК РФ Законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования", касаются порядка составления счета-фактуры. Так, на основании новой редакции п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура может быть составлен и выставлен не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. В этом же пункте определено, при каких условиях допускается составлять электронные счета-фактуры:
- стороны сделки взаимно согласны на то, чтобы счет-фактура был составлен и выставлен в электронной форме; - у продавца и покупателя есть совместимые технические средства и возможности для приема и обработки электронных счетов-фактур.
В п. 6 ст. 169 НК РФ появились новые правила о подписании счетов-фактур. Электронный счет-фактура заверяется электронной цифровой подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя). Кроме того, такой счет-фактуру может подписать иное лицо, уполномоченное на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Законом № 229-ФЗ внесено дополнение в перечень обязательных реквизитов счета-фактуры, который выставляется при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав. В п. 5 ст. 169 НК РФ появился новый пп. 6.1, согласно которому в таком счете-фактуре обязательно нужно указывать наименование валюты. Названный реквизит действительно нужен в счете-фактуре, так как данный документ может быть составлен не только в рублях. Согласно п. 7 ст. 169 НК РФ суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте.
Пункт 5.1 ст. 169 НК РФ также дополнен пп. 4.1 с указанием на новый реквизит счета-фактуры. Следовательно, наименование валюты становится обязательным реквизитом и для счета-фактуры, который выставляется при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Кроме того, Законом № 229-ФЗ ст. 169 НК РФ дополнена п. 9. В нем определено, что порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи устанавливается Минфином России. А Федеральной налоговой службе переданы полномочия по утверждению форматов счета-фактуры, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде Данные изменения в ст. 169 НК РФ вступили в силу 2 сентября 2010г., однако их применение будет возможно только после утверждения пакета нормативных актов. В п. 4 ст. 10 Закона № 229-ФЗ установлен порядок работы со счетами-фактурами на переходный период. Пока Правительство РФ не утвердит новую форму счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журналов учета полученных и выданных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в соответствии с новыми положениями ст. 169 НК РФ, налогоплательщики должны соблюдать требования, которые были установлены в отношении этих документов до дня вступления в силу Закона № 229-ФЗ.
Изменения коснулись и статьи 144 НК РФ.
До 2 сентября 2010 г. Налогоплательщики подлежали обязательной постановке на учет в инспекции в соответствии со ст. ст. 83, 84 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 144 НК РФ. После 2 сентября 2010 г. Статья утратила силу, однако требования ст. ст. 83, 84 НК РФ о постановке на учет не отменены и распространяются на всех налогоплательщиков. Положения, касающиеся иностранных организаций, имеющих обособленные подразделения, перенесены в п. 7 ст. 174 НК РФ. Такие компании, как и раньше, самостоятельно выбирают подразделение, по месту регистрации которого они будут уплачивать налог и представлять декларацию. О своем выборе иностранные организации в письменной форме уведомляют налоговые органы по месту нахождения своих обособленных подразделений на территории РФ.
Услуги застройщиков при долевом строительстве
С 1 октября 2010 г. вступила в силу поправка в главу 21 НК РФ, которая позволяет застройщикам жилых домов не платить НДС со своих услуг. Данная поправка внесена Законом от 17 июня 2010 № 119-ФЗ. Пункт 3 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 23.1. В нем предусмотрено следующее. Не подлежат налогообложению (освобождаются от обложения НДС) услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Новая форма по освобождению от обложения НДС не касается услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения. Эта оговорка содержится непосредственно в новом пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ. Застройщик - юридическое лицо, имеющее в собственности или на праве аренды (субаренды) земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства на основании Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения. После вступления в силу поправки застройщики, начиная с IV квартала 2010 года, могут не облагать НДС деньги, полученные от дольщиков в качестве своего вознаграждения. В Письме ФНС России от 12.08.2010 № ШС-37-3/8932@ разъясняется порядок заполнения декларации по НДС застройщиками, занятыми в долевом строительстве и использующими освобождение от обложения НДС (пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ). Начиная с отчетности за IV квартал 2010 г. налогоплательщики должны отражать стоимость указанных выше услуг в разд. 7 декларации. При этом для новой нормы пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ пока не утвержден код необлагаемой операции. В связи с этим ФНС России сообщает, что налогоплательщики при заполнении разд. 7 декларации вправе использовать для отражения новой необлагаемой операции код 1010270. Но необходимо учитывать, что застройщик теряет и право на вычет входного НДС по товарам, работам и услугам, которые использованы для оказания своих услуг, не облагаемых НДС. К примеру, входной НДС с арендной платы за офис или со стоимости рекламных услуг. Налогоплательщики вправе отказаться от применения норм по освобождению от НДС операций, поименованных в п. 3 ст. 149 НК РФ. Для этого необходимо представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Заявление подается не позднее 1-го числа налогового периода, начиная с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения от НДС (п. 5 ст. 149 НК РФ). Для внешнеторговых бартерных сделок введены новые правила подтверждения нулевой ставки НДС Федеральным законом от 03.11.2010 № 285-ФЗ "О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". При заключении внешнеторговых бартерных сделок налогоплательщики могут предусмотреть, что товары по встречной поставке не будут ввозиться в Россию. Сейчас для этого необходимо получить разрешение уполномоченного органа (ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ). Такое условие лишает российских экспортеров возможности оперативно заключать подобные бартерные сделки, которые широко применяются в мировой практике. Для решения этой проблемы в Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ внесены поправки. Вступив в силу 21 ноября 2010 г., они отменили разрешительный порядок совершения внешнеторговых бартерных операций, не предполагающих ввоза товаров в Россию. При этом российские экспортеры будут обязаны реализовать товары в течение года с момента их получения за пределами РФ (ч. 5 ст. 45 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ). В связи с изменениями внешнеторгового законодательства поправки были внесены и в Налоговый кодекс РФ. Был уточнен порядок подтверждения нулевой ставки НДС при совершении бартерных сделок, по которым полученный товар не ввозится в Россию.
До 01.01.2011 в такой ситуации подтвердить ставку было невозможно, поскольку в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ для этого необходимо было представить документы, подтверждающие ввоз товаров в РФ. С 1 января 2011 г. для подтверждения нулевой ставки необходимо представить предусмотренные внешнеторговым контрактом документы, подтверждающие получение товара за границей и его оприходование. Если же товар российскому налогоплательщику отгрузит не указанное в контракте третье лицо, то наряду с уже названными документами нужно подать и дополнительные. Последние должны подтвердить, что третье лицо передало товары в счет исполнения обязательств иностранного контрагента по бартерной сделке. Однако если контрактом предусмотрено, что товар передает третье лицо, то дополнительные документы не требуются. Рассмотренный порядок подтверждения нулевой ставки НДС применяется и при реализации товаров через посредника. Соответствующие поправки внесены в пп. 3 пункта 2 статьи 165 НК РФ. Законодатели продолжают работать над тем, как упростить и усовершенствовать применение в налогообложении нулевой ставки по НДС. В связи с этим принят Федеральный закон от 27.11.2010 № 309-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", который должен усовершенствовать механизм подтверждения обоснованности применения налоговой ставки в размере 0% по работам (услугам), связанным с экспортом товаров. Федеральным законом от 27.11.2010 № 309-ФЗ уточнен перечень услуг, облагаемых НДС по налоговой ставке 0 процентов. Отменен пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, согласно которому по налоговой ставке в размере 0% облагалось выполнение работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, то есть вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Данное положение теперь просто подробнее расписано: вплоть до того, что разным операциям, связанным с экспортом, отведены отдельные подпункты указанной статьи. Подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса был открытым, но малосодержательным, что приводило к спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами, которые трактовали данный пункт по-разному. Например, в нем употреблялось выражение "и иные подобные работы (услуги)", но нигде не пояснялось, что под этим подразумевается. Теперь список работ (услуг), реализация которых непосредственно связана с экспортом товаров, указанных в пп. 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса РФ, и дает право на применение нулевой ставки НДС, является закрытым. Это проще для налогоплательщиков и особенно для налоговых органов. В статью 164 Кодекса включены подпункты 2.1- - 2.8, составляющие перечень услуг, связанных с международной перевозкой товаров, при реализации которых налогообложение НДС производится по ставке 0 процентов. К таким услугам отнесены услуги: по международной перевозке товаров (в т.ч. услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров для осуществления международных перевозок и транспортно-экспедиционные услуги); трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов; трубопроводного транспорта природного газа; передача электроэнергии из общероссийской электрической сети в электроэнергетические системы иностранных государств; переработка товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории; перевалка и хранение товаров, перемещаемых через границу РФ, в морских и речных портах; предоставление железнодорожного состава или контейнеров для перевозки экспортируемых товаров или продуктов переработки при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ; услуги внутреннего водного транспорта по перевозке экспортируемых товаров в пределах территории РФ до перегрузки на иные виды транспорта. Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по ставке в размере 0% приведен в статье 165 Кодекса. В эту статью также внесены изменения соответственно поправкам, появившимся в статье 164 Кодекса. Утратили силу абз. 6, 7 и 8 пп. 3 пункта 1 статьи 165 Кодекса, в которых речь шла о вывозе товаров, не происходящих с территории РФ, в таможенном режиме экспорта на территорию государства - участника Таможенного союза, на границе с которым таможенный контроль отменен. Эти нормы стали не нужны в связи с созданием единой таможенной территории в Таможенном союзе - утратил силу также абз. 12 пп. 4 пункта 1 ст. 165 Кодекса. В статье 165 НК РФ появились также новые пункты (п. п. 3.1 - 3.8), в каждом из которых указано, чем подтвердить право на применение нулевой ставки в каждой конкретной ситуации. При этом надо обращать внимание на то, где при перечислении подтверждающих документов речь идет о территории РФ, а где - о территории Таможенного союза. Учтено большое количество нюансов.
Что касается Федерального закона от 27.11.2010 № 306-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" часть изменений, внесенных в главу 21 Налогового кодекса РФ, коснулась применяемой в нем терминологии. Так, в частности, в связи с созданием Таможенного союза в отдельных случаях указание "граница Российской Федерации" заменено словами "граница Таможенного союза", ссылка на Таможенный кодекс РФ заменена ссылкой на таможенное законодательство Таможенного союза и законодательство РФ о таможенном деле. Введено понятие "иных территорий, находящихся под юрисдикцией РФ" - территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Закон вступает в силу с 1 января 2011 года с соблюдением общего порядка, установленного для законодательных актов в сфере налогообложения. В соответствии с изменениями, внесенными в статью 161 главы 21 НК РФ Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ с 1 января 2011 г. Арендатор должен платить НДС как налоговый агент, если арендодатель - казенное учреждение. Внесенные изменения коснулись не всех налогоплательщиков. Казенные учреждения - вид государственных (муниципальных) учреждений. Они могут создаваться на базе уже существующих государственных (муниципальных) учреждений. Статус казенного учреждения должен быть закреплен в его уставе.
Кроме того, его можно проверить по выписке из ЕГРЮЛ. Если учреждение, у которого налогоплательщик арендует имущество, - казенное (об этом можно узнать из его устава или выписки из ЕГРЮЛ), то теперь при перечислении ему арендной платы нужно удержать из нее и перечислить в бюджет НДС. Его затем можно принять к вычету В 2010 году так нужно было поступать, только если арендодатель - орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления. Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 395-ФЗ пункт 2 статьи 146 дополнен подпунктом 12 следующего содержания: "12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Cоветник государственной гражданской службы РФ 2 класса М.Н. Колосова
Начать дискуссию