Вопрос. В каком порядке муниципальное учреждение «Центральная городская больница» должно вести налоговый учет по налогу на прибыль организаций при осуществлении деятельности в рамках целевого финансирования и при осуществлении предпринимательской деятельности? Каким образом для целей исчисления налога на прибыль организаций в 2011 году учитываются расходы, связанные с предпринимательской деятельностью учреждения (коммунальные услуги, услуги связи, транспортные расходы по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходы по всем видам ремонта основных средств)?
Ответ. Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"
с 2011 г. изменяется правовой статус бюджетных учреждений. В связи с этим, с 2011 г. утратила силу ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). С 2011 г. бюджетные учреждения (некоммерческие организации) исчисляют налог на прибыль в общеустановленном порядке в соответствии с гл. 25 Кодекса. Российские организации (в том числе некоммерческие организации), в соответствии со ст. 246 Кодекса, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций. В соответствии с п. 1 ст. 274 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком, которая у российских организаций определяется как разность между полученными доходами и произведенными расходами, учитываемыми в соответствии с положениями Кодекса. Согласно положениям ст. ст. 248 и 249 Кодекса к доходам в целях налогообложения прибыли относится, в частности, доход от реализации товаров (работ, услуг), которым признается выручка от реализации товаров (работ, услуг). При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, установлен пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 Кодекса. Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса при формировании налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами: в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ). Некоммерческие организации, получившие средства целевого финансирования и целевые поступления, в соответствии с пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 Кодекса, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и в рамках целевых поступлений.
Таким образом, Кодекс установил для некоммерческих организаций обязанность ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и в рамках целевых поступлений, от доходов (расходов), полученных (произведенных) ими за счет иных источников.
В п. 1 ст. 252 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики при определении налоговой базы по налогу на прибыль полученные доходы вправе уменьшать на суммы произведенных обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов. Следовательно, доходы, полученные от предпринимательской деятельности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль могут быть уменьшены некоммерческими организациями лишь на расходы, непосредственно связанные с осуществлением такой деятельности. В соответствии с п. 4 ст. 252 Кодекса, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты. Из положений данного пункта следует, что налогоплательщик вправе определять группу затрат, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, то есть в рамках коммерческой деятельности.
В ст. 272 Кодекса установлен порядок признания расходов, принимаемых для целей налогообложения прибыли, при методе начисления. В п. 1 указанной статьи определено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Таким образом, положение п. 1 ст. 272 Кодекса действует в отношении доходов и расходов, формирующих налоговую базу налогоплательщика в соответствии со ст. 274 Кодекса как разницу между суммами полученных доходов и расходов. Распределение таких расходов требуется налогоплательщику только в случае ведения им видов предпринимательской деятельности, для которых установлен разный режим налогообложения. Следовательно, порядок распределения расходов, установленный ст. ст. 252 и 272 Кодекса, применяется в отношении расходов, произведенных налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, для некоммерческих организаций положения гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса не предусматривают пропорционального деления затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью.
Вопрос. Организацией с Министерством промышленности и торговли РФ заключен договор о предоставлении из федерального бюджета субсидии стратегической организации оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.05.2008 № 368 на погашение задолженности по налогам. Каким образом в целях налогообложения прибыли учитываются средства в виде субсидий, выделяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 № 368 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно - промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства»?
Ответ. В отношении субсидий на погашение задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, не подлежащих реструктуризации в установленном порядке, выделяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 № 368 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства», применимы нормы подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).
Однако при этом необходимо учитывать положения пункта 33 статьи 270 НК РФ, согласно которому в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Следовательно, ранее включенные организацией в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке налоги, сборы и иные обязательные платежи, на уплату которых в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации выделяются субсидии, подлежат восстановлению в составе внереализационных доходов (письмо МФ РФ от 09.11.2010 № 03-03-06/1/699).
Начать дискуссию