В связи с обращениями в Управление Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике налогоплательщиков с вопросами о налоговых последствиях у организаций при передаче товаров в рамках благотворительности, главный государственный налоговый инспектор отдела налогообложения Управления Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике Баудин Садулаев разъяснил следующее:
- Благотворительная деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Согласно названному закону под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам и юридическим лицам (некоммерческим организациям) имущества (благотворительных пожертвований), в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Хочу обратить внимание налогоплательщиков, что благотворительной признается деятельность, осуществляемая только в целях, предусмотренных ст. 2 Закона N 135-ФЗ. К таким целям относятся: социальная поддержка и защита граждан; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействие защите материнства, детства и отцовства; содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
Рассмотрим вопрос налогообложения организации на примере: ЗАО «Организация» безвозмездно передало Департаменту образования 2000 компакт-дисков на сумму 35000 рублей, на которых содержится информация для использования в школах Республики для пропаганды здорового образа жизни. Передача этих товаров содействует деятельности в сфере образования и оказывается безвозмездно. Товары переданы некоммерческой организации. Следовательно, это операция может рассматриваться как благотворительная деятельность.
В статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации главы 25 «Налог на прибыль организаций» (далее – НК РФ) в числе расходов, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль организаций, прямо поименованы следующие затраты: -стоимость безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей (пункт 16); - целевые отчисления, произведенные налогоплательщиком на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности (пункт 34).
Таким образом, расходы ЗАО «Организация» по передаче компакт – дисков Департаменту образования на сумму 35000 рублей при исчислении налога на прибыль не учитываются.
Согласно подпункту 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ налогоплательщик вправе воспользоваться освобождением от уплаты налога на добавленную стоимость. При этом организация должна иметь ряд документов, подтверждающих такое право - договор (контракт) с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках благотворительной деятельности.
Начать дискуссию