Вопрос 1: При регистрации в налоговом органе контрольно-кассовой машины требуется заключение договора на техническое обслуживание. Стоимость обслуживания растет из года в год, а контрольно-кассовая машина не ломается и получается, что деньги мною просто выплачиваются центру технического обслуживания. Предусмотрена ли ответственность за отсутствие договора о технической поддержке контрольно-кассовой машины?
Ответ: В соответствии с пп. "л" п. 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470, контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания. Пунктом 1 ст. 7 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что налоговые органы налагают на организации штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Согласно ч. 2 ст. 14.5 Кодекса применение контрольно-кассовой техники, которая используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. Следовательно, если в ходе проверки налоговым органом будет установлено, что используемая контрольно-кассовая техника не находится на техническом обслуживании, это может повлечь административную ответственность в виде штрафа.
Вопрос 2: Почему в небольших магазинах продавцы перестали выдавать чек при покупке товаров?
Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов, а также расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику. Вместе с тем в соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 данного Федерального закона, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели плательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в том числе занимающиеся розничной торговлей) имеют право выдавать только по требованию покупателя (клиента) документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), который должен содержать следующие реквизиты: - наименование документа; - порядковый номер документа и дату его выдачи; - наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя); - ИНН, присвоенный организации-продавцу (индивидуальному предпринимателю); - наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); - сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты (в рублях); - должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись. Невыдача по требованию покупателя кассового чека свидетельствует о нарушении организацией или индивидуальным предпринимателем требований Федерального закона N 54-ФЗ, что влечет за собой административную ответственность по ч.2 статьи 14.5 КоАП РФ. В случае невыдачи документа (чека, товарного чека, квитанции и т.д.) продавцом по Вашему требованию обращайтесь в налоговые органы для проведения контрольных мероприятий.
Вопрос 3 При оплате за сотовую связь через платежные терминалы получаю разные документы: в одном случае написано, что это квитанция, в другом чек, иногда – терминал не выдает документ по оплате. Какие документы я должен получить из платежного терминала?
Ответ: В соответствии с п. 12 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. С 1 апреля 2010 г. работа платежных терминалов без применения контрольно-кассовой техники запрещена. Требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику, определены ст. 5 Закона N 103-ФЗ. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование документа - кассовый чек; 2) наименование оплаченного товара (работ, услуг); 3) общую сумму принятых денежных средств; 4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания; 5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники; 6) адрес места приема денежных средств; 7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика; 8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом. Выдача квитанции вместо чека свидетельствует о том, что платежный терминал не оснащен контрольно-кассовой машиной. При выявлении данных фактов необходимо позвонить на телефон доверия Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области (699-205).
Вопрос 4: Какие бланки строгой отчетности можно применять, если я оказываю услуги по перевозке пассажиров в такси?
Ответ: Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. В соответствии с п. 5.1 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать реквизиты, установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112. Согласно п. 111 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в подтверждение оплаты пользования легковым такси выдается кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты, которые представлены в Приложении N 5: а) наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси; б) наименование фрахтовщика; в) дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси; г) стоимость пользования легковым такси; д) фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов. Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. В бланке строгой отчетности допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Бланк строгой отчетности выдается при приеме денежных средств от клиента. Не выдача бланка строгой отчетности влечет административную ответственность индивидуального предпринимателя по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ.
На вопросы отвечала Козловская Т.А., гланый госналогинспектор контрольного отдела УФНС России по Псковской области
Начать дискуссию