Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее – ВАС РФ) вынес решение от 24.01.2011г. № ВАС-16558/10, в котором признал недействующим положение нормативного правового акта ФНС РФ, в соответствии с которым материалы проверок, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах, остающиеся в налоговом органе, являются документами для служебного пользования и не прикладываются к экземпляру акта, предоставляемого налогоплательщику.
Согласно пункту 1.15 «Требований к составлению акта налоговой проверки», утвержденных Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ документы, подтверждающие факты выявленных нарушений налогового законодательства, предназначены для служебного пользования, из чего следует, что налогоплательщику достаточно ознакомиться с документами, подтверждающими выявленные факты налоговых правонарушений, в день рассмотрения материалов проверки.
По мнению заявителя, обратившегося в ВАС РФ, норма пункта 1.15 "Требований к составлению акта налоговой проверки" устанавливает ограничение для проверяемого налогоплательщика на ознакомление с материалами налоговой проверки и препятствует реализации права на оспаривание решения налогового органа, принимаемого по результатам рассмотрения этих материалов.
Ранее по вопросу о соответствии пункта 1.15 указанных Требований нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации принимались решения от 09.04.2010г. № ВАС-2199/09, и от 28.05.2010г. № ВАС-4281/1, которыми в удовлетворении требований дважды было отказано с учетом того, что НК РФ не предусмотрена обязанность налогового органа предоставлять проверяемому налогоплательщику документы вместе с актом.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 100 Кодекса, для налогового органа введена обязанность, ранее отсутствовавшая в НК РФ, заключающаяся в том, что к акту налоговой проверки, экземпляр которого передается проверяемому налогоплательщику, прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую Законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Данные изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010г. № 229-ФЗ, вступили в силу с 02.09.2010г.
ВАС РФ в своем решении указал, что, таким образом, с момента введения в действие положений пункта 3.1 статьи 100 НК РФ налоговый орган обязан в силу прямого указания в Кодексе без обращения к нему проверяемого налогоплательщика направлять с актом проверки, назначенной после указанной даты (02.09.2010), документы, подтверждающие факт налогового правонарушения, и выписки из них в случаях возникновения необходимости сохранения охраняемой законом тайны.
Из этого также следует, что с введением в действие данных изменений не может служить обоснованием к непредставлению документов в указанных случаях положения пункта 1.15 Требований. Толкование этих положений, оставшихся в неизменном виде, применявшееся при мотивировании отказа заявителям при их обращении к налоговым органам за выдачей им документов с целью реализации права на подготовку аргументированных возражений, не соответствует положениям пункта 3.1 статьи 100 Кодекса.
ВАС РФ пришел к выводу, что пункт 1.15 Требований подлежит признанию не действующим в той части, в которой положения пункта по сложившейся практике его применения использовались для обоснования отказа в предоставлении проверяемому налогоплательщику документов, подтверждающих факт совершения налогового правонарушения.
Начать дискуссию