Вопрос: Организация - субъект малого предпринимательства в 2010 году выкупила арендуемое государственное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями и составляющее государственную казну, в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Право собственности организации на указанное имущество зарегистрировано в ноябре 2010 года, а оплату за него организация будет производить в рассрочку. Обязана ли организация удерживать и перечислять в бюджет суммы НДС в качестве налогового агента?
Ответ:
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Право собственности на недвижимое имущество у покупателя возникает с момента государственной регистрации (п.2 статьи 223 ГК РФ, п.1 статьи 551 ГК РФ).
Пунктом 3 статьи 167 НК РФ определено, что в случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности, приравнивается к его отгрузке.
Т.е., при реализации объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, момент определения налоговой базы по НДС возникает на дату перехода права собственности на него к покупателю.
Согласно п.2 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющими государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации и казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а так же муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке установленном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159- ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон опубликован 30.12.2010 в «Российской газете» № 296.
На основании п.1 статьи 5 Закона, указанная норма применительно к налогу на добавленную стоимость вступает в силу с 1 апреля 2011 года.
Таким образом, действие редакции статьи 146 НК РФ будет зависеть от конкретной даты регистрации права. Если право собственности зарегистрировано до 01.04.2011, то к данным правоотношениям должна применяться редакция НК РФ, действовавшая до 01.04.2011, предусматривающая налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации названного имущества, и соответственно, покупатель – налоговый агент обязан будет исчислить и уплатить в бюджет налог из сумм дохода, выплачиваемого продавцу не зависимо о того, что договором предусмотрена рассрочка платежа и фактическое перечисление доходов будет происходить, в том числе, после 01.04.2011 года.
Ответ:
При реализации продовольственных товаров согласно пункту 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов.
При этом в соответствии с последним абзацем указанного пункта Налогового кодекса коды видов вышеперечисленной продукции определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908 утверждены следующие Перечни кодов видов продовольственных товаров:
- перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее - Перечень № 1).
В примечании к Перечню № 1 указано, что принадлежность отечественных продовольственных товаров к перечисленным в данном Перечне продовольственным товарам подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП), приведенных в этом Перечне, кодам ОКП, указанным в национальном стандарте, отраслевом стандарте и техническом условии.
Таким образом, в указанном примечании к Перечню № 1 приведен порядок определения кодов в соответствии с ОКП по продовольственным товарам отечественного производства.
Указанный порядок подтверждения кодов ОКП распространяется на порядок подтверждения кода ОКП на реализуемые налогоплательщиком продовольственные товары, коду ОКП, приведенному в указанном выше Перечне на основании документа, удостоверяющего соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов (декларацию соответствия) или документа, удостоверяющего соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (сертификата соответствия), принятого в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в том случае, если код ОКП в указанном документе соответствует коду ОКП в национальном стандарте, отраслевом стандарте и техническом условии;
- перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза) (далее - ТН ВЭД), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации (далее - Перечень № 2).
В примечании к Перечню № 2 указано, что для целей данного Перечня следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД, так и наименованием товара.
Таким образом, в примечании к Перечню № 2 приведен порядок определения кодов в соответствии с ТН ВЭД по ввозимым на территорию Российской Федерации товарам.
При этом в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908 отсутствуют правила применения кода ОКП в случае, если ввозимый на территорию Российской Федерации импортный товар реализуется на территории Российской Федерации, указывающие на необходимость для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость определять соответствие кода ТН ВЭД России коду ОКП.
В этой связи применение кода ТН ВЭД производится не только при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, но и при реализации этой ввезенной импортной продукции на территории Российской Федерации, т.е. без определения соответствия кода ТН ВЭД коду ОКП (Письмо ФНС России от 01.02.2011 № КЕ-4-3/1420@).
При этом, указанный порядок рекомендуется применять с 01.04.2011.
Начать дискуссию