Закон предусмотрел необходимые механизмы для обеспечения защиты прав и свобод граждан - налогоплательщиков, оставив за ними выбор способа защиты своих прав в вышестоящий налоговый орган или суд.
Однако, досудебное разбирательство, в отличие от судебного разбирательства, как правило, позволяет налогоплательщику урегулировать предмет спора в более короткие сроки и не требует лишних затрат на уплату госпошлины и услуги представителя.
Обжалование действий должностных лиц в вышестоящем налоговом органе (вышестоящим должностным лицом) также связано с выбором налогоплательщиком наиболее эффективного способа защиты.
В последнее время увеличилось количество жалоб налогоплательщиков, подаваемых в Федеральную налоговую службу России (далее – ФНС России) на решения инспекций, а также на действия (либо бездействия) должностных лиц инспекций ФНС России Республики Марий Эл. При этом указанные налогоплательщики не обращаются с жалобами в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.
Обращение налогоплательщиков в ФНС России, а иногда Минфин России, минуя Управление, лишь усложняет рассмотрение жалобы.
Рассматривать жалобу будет Управление.
Получив жалобу налогоплательщика, ФНС России (Минфин России) переправляет ее для рассмотрения в нижестоящий налоговый орган (Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл) по подведомственности.
Налогоплательщики, обращаясь в вышестоящие налоговые органы, забывают о более простых способах решения проблемы непосредственно на месте – в инспекции.
Наиболее простой и эффективный способ решения проблемы в случае несогласия с действиями должностных лиц налогового органа, не связанных с изданием ими акта, подписанного начальником инспекции или его заместителями - обращение с заявлением о разъяснении непосредственно в инспекции или личный прием у начальника инспекции.
Зачастую налогоплательщику попросту необходимы подробные разъяснения по спорным вопросам, которые ему могут оперативно представить в инспекции.
Начать дискуссию