Межрайонной ИФНС России № 31 по Республике Башкортостан проводился опрос налогоплательщиков, длительное время пользующихся электронными услугами. Подавляющее большинство должностных лиц подтверждали удобство и эффективность такого способа взаимодействия. Поэтому не случайно количество организаций и граждан, пользующихся электронными услугами, растет день ото дня.
Важнейшей составляющей электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками является строжайшее соблюдение конфиденциальности. Принимаются все меры для защиты информации от несанкционированного доступа посторонних лиц. Неправомерная утечка составляющих налоговую тайну сведений о налогоплательщиках сведена к нулю.
Осуществление электронного документооборота в налоговых органах регламентировано Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Методические рекомендации), которые утверждены Приказом ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@» и введены в действие Приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-6/610. Определен перечень электронных документов, которыми обмениваются участники в процессе электронного документооборота.
Например:
налоговая декларация (расчет) – отправляется налогоплательщиком в адрес налогового органа;
информационное сообщение о доверенности – отправляется налогоплательщиком в адрес налогового органа в случае, если налоговая декларация подписывается электронно-цифровой подписью другого лица, не налогоплательщиком или его законным представителем;
квитанция о приеме налоговой декларации – ее получает налогоплательщик как документ, подтверждающий прием налоговой декларации;
уведомление об отказе в приеме декларации – получает налогоплательщик в случае, если по каким-либо причинам декларация не может быть принята.
Если налогоплательщик получил от налогового органа уведомления об отказе в приеме, то декларация считается непредставленной. В этом случае налогоплательщик имеет возможность оперативно устранить ошибки и представить налоговую декларацию повторно, не опасаясь нарушить положенные сроки.
При электронном документообороте, если интересы налогоплательщика представляет его уполномоченный представитель, наличие доверенности является необходимым условием. С целью упорядочения организации работы в этом случае был издан Приказ ФНС России от 23.04.2010 № ММВ-7-6/200@ «Об утверждении информационного ресурса «Доверенность». При оформлении доверенности следует указывать:
-дату и место составления доверенности;
-сведения о лице, выдавшем доверенность (полное наименование, ИНН, место нахождения юридического лица или Ф.И.О., паспортные данные и адрес физического лица);
-сведения о лице, которому выдается доверенность (полное наименование, место нахождения юридического лица или Ф.И.О., паспортные данные и адрес физического лица);
-перечень полномочий, которыми наделяется представитель налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами;
-срок действия доверенности.
Помимо перечисленных данных, в доверенности может быть записано, что она выдана с правом передоверия. Такая запись позволит организации, являющейся представителем налогоплательщика, передать полномочия одному из своих сотрудников. Кроме того, если уполномоченное лицо будет подписывать декларации, то в доверенность можно внести запись об удостоверении подписи представителя. Срок, на который выдана доверенность, не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она действует в течение года со дня ее составления.
Чтобы налоговые органы имели право на законных основаниях принять в электронном виде налоговую декларацию, подписанную электронно-цифровой подписью законного представителя налогоплательщика, копия достоверности должна быть передана налоговому органу до представления налоговой декларации. А также одновременно с налоговой декларацией, отправляемой в налоговый орган в электронном виде, уполномоченный представитель направляет информационное сообщение о реквизитах выданной ему доверенности.
В электронном виде может осуществляться взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов не только при предоставлении налоговых деклараций, но и при предоставлении налогоплательщикам информационных услуг по телекоммуникационным каналам связи. Для этого налогоплательщику надо зарегистрироваться в качестве участника электронного документооборота в соответствии с утвержденным порядком. В перечне информационных услуг: получение справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам; получение выписки операций по расчетам с бюджетом; получение акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, – также можно ознакомиться с перечнем налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, представленной в отчетном году.
Межрайонной ИФНС №31 по Республике Башкортостан
Н.В. Еремеева
Начать дискуссию