Каждый гражданин имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Порядок подачи жалоб регулируется гл. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
1. На ненормативный акт налогового органа заявителем может быть подана апелляционная жалоба или жалоба.
Законодатель установил особый порядок и сроки подачи для каждого вида жалобы.
При этом ненормативным правовым актом, порождающим права и обязанности налогоплательщика и налогового органа, является решение соответствующего налогового органа. То есть в данном порядке не обжалуются акты налоговых проверок, протоколы, справки, требования и тому подобные документы.
Если заявитель оспаривает не решение Инспекции, вынесенное по результатам налоговой проверки в порядке ст. 101 НК, а иной документ, то подается жалоба на действия или бездействие должностных лиц налогового органа.
Для таких жалоб законодателем установлен иной порядок, о котором будет указано ниже в пункте 2.
1.1. Апелляционная жалоба может быть подана заявителем только на не вступившее в силу решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, определенном ст. 101 НК РФ по результатам камеральных и выездных налоговых проверок (далее – налоговые проверки).
Законодателем не предусмотрено никаких оснований для восстановление пропущенного заявителем срока для подачи апелляционной жалобы на решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обращаем внимание, что решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
То есть, апелляционная жалоба может быть подана заявителем на решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения до истечения указанного срока (до момента его вступления в силу).
В случае подачи апелляционной жалобы на решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.
Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вправе исполнить решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.
Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
1.2. На вступившее в силу решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке ст. 101 НК РФ, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, в течение одного года с момента вынесения указанного решения заявителем может быть подана жалоба.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу и представляющего подтверждающие документы, может быть восстановлен.
Жалоба подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу.
2. Жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов подаются заявителем в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
В указанный срок заявителем подаются жалобы на принятые Инспекцией решения в порядке ст. 101.4 НК РФ (обнаружение фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ), на выставленные Инспекцией налоговые уведомления, требования, инкассовые поручения, на отказ в возврате излишне уплаченного налога (сбора) и так далее.
3. Вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) в пределах полномочий, определенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) рассматривают дела об административных правонарушениях.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, (его представитель) могут в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления по делу об административном правонарушении подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Жалоба может быть подана непосредственно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
В случае пропуска срока на подачу жалобы, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу и представляющего документы, подтверждающие наличие уважительных причин, может быть восстановлен.
При подаче апелляционных жалоб, жалоб на решения, вынесенные по результатам налоговой проверки, жалоб на действия должностных лиц, на постановление по делу об административном правонарушении должны одновременно соблюдаться следующие требования:
1) жалоба (апелляционная жалоба) подается только в письменной форме;
2) наименование налогового органа, в который подается жалоба (апелляционная жалоба) или должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, которому направляется жалоба;
3) персональные данные заявителя: фамилия, имя и отчество (полностью), почтовый индекс и адрес места жительства, адрес электронной почты и номер телефона (при наличии),
4) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН),
– фамилию, имя и отчество,
– дату и место рождения,
– адрес места жительства (места нахождения),
– данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность,
– данные о гражданстве (для граждан).
5) наименование налогового органа, решение которого обжалуется или фамилия, имя и отчество должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;
6) требования заявителя (отменить (изменить) решение, постановление Инспекции полностью (частично), признать действия (бездействие) неправомерным и так далее) со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;
7) обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
8) суммы оспариваемых требований в разрезе (налога, вычета, в котором отказано, пени, штрафа);
9) расчет оспариваемой денежной суммы;
10) перечень прилагаемых документов;
11) могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайство о восстановлении срока для подачи жалобы, о применении обстоятельств смягчающих, или исключающих ответственность.
12) в случае подачи жалобы представителем заявителя, должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия представителя;
13) в жалобе (апелляционной жалобе) должны быть указаны и иные сведения, если они, по мнению заявителя, необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела.
Жалоба (апелляционная жалоба) обязательно должна быть подписана заявителем или представителем, действующим в установленном законодательством порядке в интересах заявителя.
Начать дискуссию