Вопрос: Каким законом предусматривается отмена единого налога на вмененный доход?
Ответ: Минфин России письмом от 16.06.2011 № 03-11-11/154 довел до сведения налогоплательщиков следующее.
Принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» предусматривается поэтапная отмена ЕНВД.
Так, с 01.01.2013 предлагается отменить систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой налогоплательщиками через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м. по каждому объекту организации торговли, и в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв.м. по каждому объекту организации общественного питания (пп. 6 и 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
На период с 1 января по 31 декабря 2012 года применение системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении данных видов предпринимательской деятельности предлагается разрешить налогоплательщикам со среднесписочной численностью работников, не превышающей 50 человек.
В отношении иных видов предпринимательской деятельности, предусмотренных гл. 26.3 Кодекса, предполагается отмена ЕНВД с 01.01.2014 года.
Вопрос: Вправе ли применять УСН общество с ограниченной ответственностью, одним из учредителей которого является управляющая компания, выступающая в качестве доверительного управляющего закрытым паевым инвестиционным фондом (с долей участия более 25 %)?
При этом ст. 11 НК РФ установлено, что организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участниками общества могут быть граждане и юридические лица.
Статьей 10 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» установлено, что паевой инвестиционный фонд (ПИФ) - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. ПИФы не являются юридическими лицами.
Таким образом, в силу специфики организационно-правовой формы ПИФа (отсутствие статуса юридического лица), он не может являться участником общества с ограниченной ответственностью, в том числе применяющего УСН.
Согласно п. 3 ст. 11 Закона № 156-ФЗ доверительное управление ПИФом осуществляет управляющая компания на основе договора доверительного управления путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества.
Управляя имуществом ПИФа, доверительный управляющий действует от своего имени и приобретает соответствующие права и обязанности своей волей (п.п. 2, 3 ст. 1012 ГК РФ, п. 1 ст. 1020 ГК РФ). Исходя из содержания положений ст. 1022 ГК РФ (п. 2), перед третьими лицами доверительный управляющий выступает как собственник переданного ему в управление имущества, наделенный всеми правами в отношении этого имущества в совокупности.
Управляющая компания вправе от своего имени и в качестве доверительного управляющего выступить в качестве участника общества с ограниченной ответственностью. В случае, если доля управляющей компании в обществе будет составлять более 25 %, то такое общество не может применять УСН. Данная позиция подтверждается письмом Минфина России от 19.10.2007 № 03-11-04/2/263.
Вопрос: Вправе ли принципал, применяющий УСН, учесть в расходах затраты по возмещению агенту сумм коммунальных платежей, если в агентском договоре предусмотрено, что принципал обязан возмещать агенту суммы, израсходованные им на исполнение агентского поручения.
К материальным расходам, в т.ч. относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).
На основании ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Принципал обязан помимо уплаты агентского вознаграждения возместить агенту израсходованные им на исполнение агентского поручения суммы (ст. ст. 1001, 1011 ГК РФ).
Таким образом, расходы по оплате коммунальных услуг, понесенные агентом и возмещаемые принципалом, являются расходами организации-принципала, несмотря на то, что фактическим приобретателем данных услуг является агент. Следовательно, организация-принципал, применяющая УСН вправе учесть в целях налогообложения затраты по возмещению агенту понесенных им расходов по оплате приобретаемых для принципала коммунальных услуг. Данная позиция подтверждается письмом Минфина России от 28.06.2011 № 03-11-06/2/99.
Вопрос: В течение 2010 года авансовые платежи по единому налогу (УСН) уплачивались не в полной сумме. По итогам 2010 года налогоплательщик получил убытки и уплатил минимальный налог в полном объеме. Налоговая инспекция направила налогоплательщику требование об уплате пени по единому налогу. Правомерно ли начисление пени в этом случае?
В отличие от большинства налогов механизм такого соразмерного уменьшения для УСН в случае уплаты минимального налога в результате убытков по итогам налогового периода и соответственного сложения авансовых платежей по единому налогу ни законодательством, ни другими нормативными актами не предусмотрен.
В таком случае необходимо применять общую норму основных начал законодательства о налогах и сборах, установленную пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, согласно которой все неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
При таких обстоятельствах, налоговый орган должен произвести соразмерное уменьшение пени по единому налогу в карточке расчётов с бюджетом налогоплательщика в ручном режиме. Данная позиция подтверждается письмом Минфина РФ от 21.01.2010 № 03-11-06/2/5.
Начать дискуссию