Новости ФНС

УФНС по Смоленской области рассказывает об итогах досудебного урегулирования споров за 1 полугодие 2011 года

Если в 1 полугодии 2009 года в Управление поступило 204 жалобы налогоплательщиков, в 2010 году – 105 жалоб, то в 1 полугодии текущего года поступило 74 жалобы.
За последние два года в Смоленской области сложилась устойчивая тенденция сокращения налоговых споров на стадии досудебного урегулирования. Если в 1 полугодии 2009 года в Управление поступило 204 жалобы налогоплательщиков, в 2010 году – 105 жалоб, то в 1 полугодии текущего года поступило 74 жалобы. Темпы снижения составляют 48,6 и 29,5 процентных пункта соответственно.

Последовательно снижается и количество рассмотренных жалоб. В 1 полугодии 2011 года рассмотрено 67 жалоб, в аналогичных периодах 2010 и 2009 годов рассмотрено соответственно 119 и 158 жалоб.

Сокращение числа жалоб – показатель постоянно проводимой налоговыми органами Смоленской области анализа причин оспаривания актов, формирования полной доказательственной базы при проведении проверки, результат обобщения практики рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке.

Так же снижаются и суммы оспариваемых требований. В 1 полугодии 2011 года оспорено 112,9 млн. рублей, в 1 полугодии 2010 года – 156,1 млн. рублей, в 1 полугодии 2009 года – 357 млн. рублей.

Около 2/3 от числа рассмотренных жалоб связаны с контрольной работой (43 жалобы), 18 жалоб (23,5%) подано на иные формы налогового и неналогового контроля (направление требований на уплату налога, пени, штрафа, уведомлений по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, вынесенные решения о принятии обеспечительных мер, решения о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке).

По результатам рассмотрения удовлетворены претензии 22 налогоплательщиков, что составило 30% от общего числа рассмотренных жалоб.

Из общего количества удовлетворенных жалоб 41% приходится на решения, вынесенные по результатам выездных и камеральных налоговых проверок.

Основными причинами удовлетворения поданных налогоплательщиками жалоб явились: неправильное применение норм налогового законодательства; нарушение процедур, регулирующих оформление результатов проведенных контрольных мероприятий; слабая доказательственная база выявленных налоговых правонарушений либо ее отсутствие; снижение налоговых санкций с учетом смягчающих ответственность обстоятельств; сложившаяся судебная практика.

В 1 полугодии 2011 года судами Смоленской области 1 инстанции по заявлениям налогоплательщиков принято 31 решение, что почти в 2 раза меньше, чем в 1 полугодии 2010 года (1 полугодие 2011 года – 31 решение, 1 полугодие 2010 года – 61 решение).

Эффективность досудебного урегулирования споров оценивается показателем соотношения числа жалоб по налоговым спорам, рассмотренных в досудебном порядке, к числу заявлений по налоговым спорам, предъявленных к налоговым органам и рассмотренным судами. Результаты работы свидетельствуют об эффективности реализации задачи по смещению нагрузки с судебных органов на подразделения досудебного аудита и показывают, что на 2 жалобы приходится примерно 1 заявление в суд.

Особое внимание при досудебном рассмотрении споров Управление уделяет соблюдению налоговыми органами процедуры рассмотрения материалов проверки и вынесению обоснованных решений с целью исключить допущенные Инспекциями процессуальные нарушения на всех стадиях осуществления контрольных мероприятий.

Начать дискуссию