Новости ФНС

УФНС по Республике Башкортостан уточняет, как правильно заполнить платежный документ

Порядок заполнения расчетных документов на уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации установлен Правилами указания информации в полях расчетных документов, которые утверждены приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н.
Налоговые органы не первый год проводят работу с налогоплательщиками по вопросу правильного оформления расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей.  

Порядок заполнения расчетных документов на уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации установлен  Правилами указания информации в полях расчетных документов, которые утверждены приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н (далее – Правила).
Правила позволяют налогоплательщику правильно оформить платежный документ на уплату налогов, пеней и штрафов.
Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации письмами от 01.06.2011 № 02-04-09/2529 и от 28.06.2011 № 02-04-09/2860 разъясняет особенности заполнения полей расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в связи с предоставлением банковской гарантии производителям алкогольной продукции в соответствии с пунктом 13 статьи 204 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данными письмами разъясняется порядок заполнения расчетных документов банками-гарантами, исполняющими обязанности по уплате в бюджет денежной средств в размере авансового платежа акциза в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком суммы акциза по реализованной продукции, а также налоговыми органами в случае реализации ими права бесспорного списания сумм с банка-гаранта.

С 1 июля 2011 года отдельные категории производителей алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции обязаны уплачивать авансовые платежи по акцизам. Возможность не уплачивать этот платеж предоставляется в случае, если в налоговый орган будет представлена банковская гарантия (ст. 194, 204 НК РФ).
Следует иметь ввиду, что ошибочное заполнение каких-либо полей в расчетном документе на уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации может повлечь за собой серьезные последствия для налогоплательщика в случаях непоступления денежных средств на соответствующий счет Федерального казначейства.
Неправильное указание в платежном поручении номера счета Федерального казначейства или наименования банка получателя влечет за собой неперечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, и в соответствии с п. 4 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации считается, что налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате налога. Вследствие этого начисляются пени налогоплательщику и осуществляется принудительное взыскание задолженности.

Оформление расчетных документов с нарушением установленного порядка приводит к  поступлению платежей не по назначению, возникновению недоимки у налогоплательщика, росту невыясненных поступлений и, как следствие, несвоевременному поступлению доходов в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, конфликтам налогоплательщиков с налоговыми органами при сверке расчетов с бюджетом, а в отдельных случаях и обращению налогоплательщиков в судебные органы.

Рассмотрим типичные ошибки, допускаемые налогоплательщиками при заполнении расчетных документов на уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Самое большое количество ошибок связано с заполнением поля 104 расчетного документа – это поле «Код бюджетной классификации» (далее КБК).
В 2011 году при заполнении этого поля налогоплательщик должен руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2010 № 190н (далее Указания) (Приложения № 1, № 6).
КБК состоит из 20 знаков. Структура КБК представлена в виде четырех составных частей.
 

1

2

3

4

Главный  
администратор
доходов  
бюджета

Вид доходов

Подвид  
доходов

Статья     
(подстатья)   
классификации  
операций сектора
государственного
управления,   
относящихся   
к доходам    
бюджетов

группа

под-  
группа

статья

подстатья

элемент

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 
При этом одна из частей КБК - подвид доходов (14 – 17 разряды двадцатизначного КБК) определяется налогоплательщиком самостоятельно.

По доходам от взимания налогов, сборов, регулярных платежей за пользование недрами (ренталс), взимания государственной пошлины, а также доходам от поступления страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов первый знак кода подвида доходов используется для раздельного учета обязательного платежа, пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) по данному платежу.

Для налогов, сборов и взносов используются комбинации:
- 1000 - сумма платежа (налога, сбора);
- 2000 - пени и проценты по соответствующему платежу;
- 3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации.

При заполнении расчетных документов на перечисление платежей, администрируемых налоговыми органами, начиная с КБК 18211301020010000130 и далее, в 14-17 разрядах КБК указывается четыре нуля - «0000».

Большое количество ошибок связано с неверным указанием или не заполнением налогоплательщиками  в расчетных документах кодов ОКАТО муниципальных образований, значений ИНН и КПП получателя, несуществующих КБК, ОКАТО, ИНН и КПП получателя. В отдельных случаях указываются реквизиты ИНН и КПП получателя не соответствующих коду администратора, определяемого по первым трем разрядам КБК.

Налогоплательщиками допускается неверное указание КПП и статуса налогоплательщика.
В случае допущения хотя бы одной из указанных ошибок, информация об уплате налогов и сборов не отражается в налоговых органах в соответствующих карточках "Расчеты с бюджетом" налогоплательщика.

В соответствии с п. 7 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисление этого налога в бюджетную систему Российской Федерации, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить основание, тип платежа, налоговый период или статус плательщика. В заявлении, составленном в произвольной форме, указываются сведения о платежном поручении, заполненном с ошибкой, а также приводятся правильные реквизиты налогового платежа. К заявлению прикладываются копии документов, подтверждающих уплату указанного налога и перечисление его в бюджетную систему.

После подачи заявления и уточняющих документов по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов. При этом налоговые органы имеют право потребовать от банка копию поручения плательщика на перечисление налога, оформленного с ошибкой. Далее, на основании заявления плательщика и акта совместной сверки уплаченных налогов (если сверка проводилась) налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджет на соответствующий счет казначейства.

Заполняя расчетные документы на уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с правилами указания информации в полях расчетных документов, налогоплательщик избежит неприятных последствий и спорных ситуаций с налоговыми органами, а также исполнит свою обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Заместитель начальника отдела учета, анализа налоговых
поступлений и отчетности УФНС России по Республике Башкортостан
В.М.Коркина

Начать дискуссию