Вопрос: Согласно документам БТИ помещение, переданное в аренду для организации розничной торговли, имеет торговый зал. Фактически арендатор ведет торговлю с торгового места. Налоговая инспекция провела осмотр и считает, что арендодатель является налогоплательщиком единого налога на вмененный доход.
Ответ: В соответствии с подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на ЕНВД переводятся организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов). Таким образом, арендодателя можно привлечь к уплате ЕНВД, если он сдает в аренду торговые места.
Согласно ст. 346.27 НК РФ под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи.
НК РФ относит к торговым местам здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли, не имеющие торговых залов (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках) и др.
Ответ: В соответствии с подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на ЕНВД переводятся организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов). Таким образом, арендодателя можно привлечь к уплате ЕНВД, если он сдает в аренду торговые места.
Согласно ст. 346.27 НК РФ под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи.
НК РФ относит к торговым местам здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли, не имеющие торговых залов (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках) и др.
Одновременно ст. 346.27 НК РФ определено, что под стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны. При этом площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
Таким образом, для решения вопроса о переводе арендодателя на систему налогообложения в виде ЕНВД следует в первую очередь установить статус помещения, переданного по договору аренды.
В соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921, все объекты капитального строительства подлежат обязательному государственному техническому учету и технической инвентаризации.
В соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921, все объекты капитального строительства подлежат обязательному государственному техническому учету и технической инвентаризации.
Первичной технической инвентаризации подлежат все объекты учета, техническая инвентаризация которых ранее не проводилась. По результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект учета оформляется технический паспорт.
Плановая техническая инвентаризация объектов учета проводится не реже одного раза в пять лет в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах.
Плановая техническая инвентаризация объектов учета проводится не реже одного раза в пять лет в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах.
В случае изменения технических или качественных характеристик объектов учета (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос) проводится их внеплановая техническая инвентаризация, по результатам которой все указанные изменения отражаются в технических паспортах на данные объекты учета и в иных учетно-технических документах.
При этом следует учитывать, что после переоборудования тех или иных помещений или здания в целом, собственник здания обязан пригласить для внеплановой технической инвентаризации представителей Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Данные о проведенной технической инвентаризации могут быть использованы в целях определения того или иного режима налогообложения
Если в инвентаризационных документах (экспликации к техпаспорту), в переданных в аренду помещениях (частях помещений) имеется торговый зал, при этом договором аренды передача торгового зала (части торгового зала) не предусмотрена, при этом инспекцией в протоколе осмотра, проведенного в рамках исполнения мероприятий налогового контроля, зафиксировано, что данное помещение фактически торгового зала не имеет (покупатели в помещение не заходят), то, по нашему мнению, арендодателя можно привлечь к уплате ЕНВД на основании подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
Если в инвентаризационных документах (экспликации к техпаспорту), в переданных в аренду помещениях (частях помещений) имеется торговый зал, при этом договором аренды передача торгового зала (части торгового зала) не предусмотрена, при этом инспекцией в протоколе осмотра, проведенного в рамках исполнения мероприятий налогового контроля, зафиксировано, что данное помещение фактически торгового зала не имеет (покупатели в помещение не заходят), то, по нашему мнению, арендодателя можно привлечь к уплате ЕНВД на основании подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
Начать дискуссию