Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщиков хранить данные бухгалтерского и налогового учета в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). В то же время НК РФ может быть установлена иная продолжительность хранения применительно к отдельным документам. В частности, в соответствии с пунктом 4 статьи 283 НК РФ налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на сумму ранее полученных убытков.
Если организация утратила первичные бухгалтерские документы в результате стихийных бедствий, то документы она обязана восстановить. В том числе и за истекшие четыре года, а не только за 2011 год. Об этом напомнили специалисты Минфина России в письме от 11.08.11 № 03-02-07/1-288. В ходе налоговой проверки инспекторы не вправе требовать у организации документы, которые ранее уже были представлены в инспекцию (в ходе камеральной или выездной проверки) (п.5 ст. 93 НК РФ). Исключение составляют те бумаги, которые ранее были представлены в виде подлинников, но были возвращены инспекторами, а затем налогоплательщик их утратил вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов или иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет применение ответственности, установленной статьей 126 НК РФ.
Начать дискуссию