Участие свидетелей в действиях по осуществлению налогового контроля. В наши дни очень много говорится о том, что Россия должна стать правовым государством. При этом надо отчетливо понимать, что процесс этот обоюдный. Это задача не только для государства, но и для граждан – можно разработать сколь угодно прекрасные механизмы, призванные обеспечить исполнение правовых норм, но работать они будут только в том случае, когда граждане будут поступать так, как должны поступать законопослушные граждане.
Работа налоговых органов Российской Федерации направлена, в том числе, на проведение налогового контроля в целях обеспечения своевременного и полного поступления в бюджет налогов и сборов.
Налоговый контроль реализуется посредством проведения налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ).
Одним из способов получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений налогового законодательства или отсутствия таковых являются показания свидетелей. Согласно законодательству налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
В соответствии со статьей 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Например, сотрудники проверяемой организации, сотрудники организаций, являющихся хозяйственными партнерами проверяемой организации, иные лица, которым могут быть известны фактические обстоятельства совершения налогоплательщиком хозяйственных операций, имеющих значение для формирования налоговой базы, при наличии у проверяющих оснований полагать, что данные операции совершены с нарушением действующего законодательства.
В качестве свидетелей не могут быть вызваны физические лица, которые в силу малолетнего возраста, физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, и лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
При получении показаний свидетеля составляется протокол, который подписывается самим свидетелем и сотрудником налогового органа.
Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 51 Конституции Российской Федерации свидетель не обязан давать показания против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (наряду с супругом близкими родственниками признаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки.
В определенных случаях показания свидетеля могут быть получены по месту его жительства, работы и учебы.
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, а также неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний, образуют состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 128 НК РФ, и влекут взыскание штрафа в размере соответственно тысячи рублей или трех тысяч рублей.
УФНС по Республике Бурятия рассказывает об участии свидетелей в действиях по осуществлению налогового контроля
В наши дни очень много говорится о том, что Россия должна стать правовым государством. При этом надо отчетливо понимать, что процесс этот обоюдный.
Начать дискуссию