Одно из направлений в работе налоговых органов - это разрешение споров с налогоплательщиками, порой возникающих при осуществлении налоговиками своих функций. Досудебное урегулирование, которым занимаются подразделения налогового аудита, состоит в обеспечении надлежащего рассмотрения налоговых споров на двух основных стадиях :
- при рассмотрении возражений (разногласий) налогоплательщиков на стадии рассмотрения материалов проверки (от момента вручения акта по результатам проведенных мероприятий налогового контроля до вынесения решения);
- при рассмотрении заявлений и жалоб налогоплательщиков на действия (бездействие) налоговых органов (должностных лиц), а также на ведомственные акты ненормативного характера.
При этом работа по рассмотрению налоговых споров подразделениями досудебного налогового аудита направлена на то, чтобы максимальное количество споров урегулировалось до обращения налогоплательщика в суд.
- при рассмотрении возражений (разногласий) налогоплательщиков на стадии рассмотрения материалов проверки (от момента вручения акта по результатам проведенных мероприятий налогового контроля до вынесения решения);
- при рассмотрении заявлений и жалоб налогоплательщиков на действия (бездействие) налоговых органов (должностных лиц), а также на ведомственные акты ненормативного характера.
При этом работа по рассмотрению налоговых споров подразделениями досудебного налогового аудита направлена на то, чтобы максимальное количество споров урегулировалось до обращения налогоплательщика в суд.
За 9 месяцев 2011 года Межрайонной ИФНС России №4 по Ульяновской области рассмотрено 41 возражение по актам, вынесенным по результатам налоговых проверок, в том числе по результатам камеральных проверок – 26, по выездным проверкам – 5, а также по актам иных мероприятий налогового контроля – 10. В отчётном периоде из общего количества рассмотренных возражений рассмотрены в пользу налогоплательщика 18 или 43,9 %, из них удовлетворены полностью 11 или 26,8%, удовлетворены частично 7 или 17,1 %. 23 возражения или 56,1 % оставлены без удовлетворения.
Соотношение количества актов налоговых органов, оспоренных налогоплательщиками на стадии рассмотрения материалов налогового контроля, и количества актов налоговых органов, составленных по результативным налоговым проверкам за истекший период 2011 года составило 3,3 %. Общая сумма оспоренных налогоплательщиками налогов, пени и штрафов по рассмотренным возражениям за 9 месяцев 2011 года составила 22761 тыс. руб., удовлетворено требований на сумму 2501 тыс. руб., это 11 % от заявленных.
Налогоплательщикам следует учитывать, что налоговым законодательством (п. 6 ст. 100, п. п. 6 ст. 6.1 НК РФ) им предоставлено право в случае частичного или полного несогласия с выводами инспектора, изложенными в акте выездной или камеральной проверки, представить на акт письменные возражения в течение 15 рабочих дней со дня его получения. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте об обнаружении иных налоговых правонарушений, возражения подаются в течение 10 дней со дня получения акта (пункт 5 статьи 101.4 Налогового Кодекса РФ).
Налоговое законодательство не устанавливает формальных требований к составлению возражений на акт налоговой проверки, значит, налогоплательщик вправе составить свои возражения в свободной форме. Возражения должны быть мотивированными и содержать аргументированную позицию налогоплательщика.
Налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений по акту налоговой проверки.
Своевременная подача мотивированных возражений на акт налоговой проверки, урегулирование налоговых споров на стадии оспаривания акта проверки позволит налоговому органу вынести обоснованное решение по результатам проверки, освободит налогоплательщика от необходимости дальнейшего оспаривания результатов проверки в вышестоящий налоговый орган.
Своевременная подача мотивированных возражений на акт налоговой проверки, урегулирование налоговых споров на стадии оспаривания акта проверки позволит налоговому органу вынести обоснованное решение по результатам проверки, освободит налогоплательщика от необходимости дальнейшего оспаривания результатов проверки в вышестоящий налоговый орган.
Начать дискуссию