Вопрос: Налогоплательщик в 2011 году применяет единый налог на вмененный доход (ЕНВД), со следующего года планируем перейти на упрощенную систему налогообложения, так как деятельность на ЕНВД прекращаем. Какое заявление следует подать в налоговую инспекцию?
Ответ:Вам следует подать два заявления: первое - о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН) с 01.01.2012, второе - о снятии с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД.
Налогоплательщики, изъявившие желание перейти на УСН с 01.01.2012, подают заявление в налоговый орган по месту своего нахождения в период с 1 октября по 30 ноября 2011 года (п. 1 ст. 346.13 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)). Форма данного заявления утверждена Приказом ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182 (№ 26.2-1).
Следует отметить, что уведомление о возможности (невозможности) применения УСН налоговый орган не выдает. Если в инспекцию поступит письменное обращение налогоплательщика с просьбой подтвердить факт применения УСН, то налоговый орган выдает налогоплательщику документ по форме № 26.2-7 «Информационное письмо» (письмо ФНС России от 22.04.2011 № КЕ-4-3/6584).
При прекращении предпринимательской деятельности, подпадающей под ЕНВД, налогоплательщик в течение пяти рабочих дней со дня прекращения такой деятельности обязан обратиться в налоговый орган с заявлением о снятии с учета (п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Форма данного заявления утверждена Приказом ФНС РФ от 12.01.2011 № ММВ-7-6/1 (для организаций № ЕНВД-3, для индивидуальных предпринимателей № ЕНВД-4). Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного заявления обязан выдать налогоплательщику уведомление о снятии с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД.
Вопрос: Организация ведет деятельность на ЕНВД (розничная торговля). Если начнем с ноября оптовую торговлю, то вправе ли мы подать заявление о переходе на УСН одновременно с подачей заявления о внесении в ЕГРЮЛ сведений о новом коде ОКВЭД?
Ответ: Появление нового вида экономической деятельности не означает регистрацию вновь созданной организации, следовательно, не позволяет применить порядок перехода на УСН для вновь созданных организаций по правилам п. 2 ст. 346.13 НК РФ.
Поэтому в случае, когда организация в течение года начинает осуществлять новые виды деятельности, не подлежащие налогообложению ЕНВД, право на применение УСН у нее не возникает. Применение УСН возможно только с начала следующего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Вопрос: Налогоплательщик, применяющий УСН, не представил декларацию, оборотов нет. Какое наказание нас ждет?
Ответ: Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации влечет применение к налогоплательщику ответственности, установленной ст. 119 НК РФ.
Согласно п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду.
Установленный ст. 119 НК РФ минимальный размер штрафа (1000 руб.) подлежит взысканию за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок в том числе в случае, когда сумма налога к уплате по такой налоговой декларации отсутствует («нулевая» декларация). Данная позиция подтверждается письмом Минфина России от 07.10.2011 № 03-02-08/108.
Пункт 1 ст. 76 НК РФ дает право налоговому органу в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации вынести решение о приостановлении операций по счетам в банке.
Вопрос:Из налоговой инспекции регулярно получаем требования о предоставлении пояснений, но ни разу не получили акт камеральной проверки. Обязана ли инспекция известить нас о результатах проведенной проверки? Если прошло 3 месяца со дня представления декларации, вправе ли инспекция требовать пояснения?
Ответ: Письмом Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75 разъяснено следующее.
Пунктом 2 ст. 88 НК РФ установлено, что камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Поскольку НК РФ не предусмотрено продление камеральной налоговой проверки, следовательно, максимальный срок ее проведения установлен в три месяца со дня представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета).
Камеральная налоговая проверка проводится на основании налоговой декларации (расчета) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). Кроме того, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки истребует у налогоплательщика пояснения и документы в соответствии с п. п. 3, 6, 7, 8 и 9 ст. 88 НК РФ.
Таким образом, налоговый орган вправе истребовать документы, необходимые для проведения камеральной налоговой проверки, только в ходе ее проведения.
Вместе с тем следует отметить, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК НК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в частности истребовать документы в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ.
Вопрос: Налогоплательщик - арендодатель находится на УСН (объект «доходы»), отражаем в доходах полученные арендные платежи. Кроме того, с арендатором заключили агентский договор на предоставление коммунальных услуг, по данному договору получаем возмещение по коммунальным платежам и небольшое агентское вознаграждение. Какие поступления по агентскому договору следует отражать в Книге учета доходов и расходов?
Ответ: Налогоплательщики, применяющие УСН, учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и НК РФ, при этом доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются (ст. 346.15 НК РФ).
На основании ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Учитывая изложенное, суммы платежей арендаторов за коммунальные услуги (плата за электроэнергию, воду, отопление и т.п.), поступающие на счет арендодателя, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по единому налогу.
Однако в случае заключения с арендатором агентского договора в составе доходов арендодатель учитывает только суммы полученного агентского вознаграждения (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Данная позиция подтверждается письмом Минфина России от 14.04.2011 № 03-11-06/2/55.
В этом случае суммы возмещения по коммунальным платежам, поступившие арендодателю в рамках исполнения агентского договора, в гр. 4 Книги учета доходов и расходов не указываются.
Вопрос: Некоммерческая организация (региональное отделение политической партии) применяет УСН с объектом «доходы». Считаем, что налогооблагаемых доходов не имеем, т.к. присутствует только целевое финансирование и добровольные пожертвования. Необходимо ли такой организации вести Книгу учета доходов и расходов и сдавать декларацию по УСН?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров.
НК РФ не устанавливает особый порядок ведения налогового учета и декларирования для некоммерческих организаций, применяющих УСН. Следовательно, такие организации обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и представлять налоговую декларацию по УСН в установленный срок.
Также некоммерческая организация, применяющая УСН, обязана представлять в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных денежных средств.
Начать дискуссию