Управление ФНС России по Свердловской области напоминает об изменениях в налогообложении арбитражных управляющих в делах о банкротстве, начиная с 01.01.2011 года, и разъясняет следующее.
В пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) арбитражные управляющие не поименованы в качестве субъектов, не имеющих права применять упрощенную систему налогообложения (далее – УСНО).
В пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) арбитражные управляющие не поименованы в качестве субъектов, не имеющих права применять упрощенную систему налогообложения (далее – УСНО).
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127–ФЗ арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 40–ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
По смыслу данной нормы, осуществляя регулируемую законодательством о несостоятельности (банкротстве) профессиональную деятельность, арбитражный управляющий не занимается предпринимательской деятельностью, то есть не является индивидуальным предпринимателем, статус которого для целей налогообложения определён пунктом 2 статьи 11 Кодекса.
Поскольку статус и сфера деятельности арбитражного управляющего не подпадает под действие пункта 2 статьи 11 Кодекса, то данная категория налогоплательщиков не имеет права на применение УСНО в части этой профессиональной деятельности, а в отношении предпринимательской деятельности арбитражные управляющие вправе применять этот специальный налоговый режим в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.
Помимо этого, подпунктом 2 пункта 1 статьи 227 Кодекса предусмотрено, что исчисление и уплату налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в соответствии с настоящей статьей производят нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой.
К частнопрактикующим лицам арбитражные управляющие отнесены вышеприведённой нормой пункта 1 статьи 20 Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)».
Из анализа перечисленных норм следует, что все частнопрактикующие лица, в том числе и арбитражные управляющие в части доходов от их деятельности в делах о банкротстве, должны уплачивать только НДФЛ.
Из анализа перечисленных норм следует, что все частнопрактикующие лица, в том числе и арбитражные управляющие в части доходов от их деятельности в делах о банкротстве, должны уплачивать только НДФЛ.
Данная точка зрения соответствует позиции Минфина РФ, изложенной в письме от 26.08.2011 № 03–11–10/50.
Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Кодекса налогоплательщики при определении объекта налогообложения по УСНО учитывают:
– доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьёй 249 Кодекса,
– внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьёй 250 Кодекса.
– доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьёй 249 Кодекса,
– внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьёй 250 Кодекса.
Арбитражные управляющие не осуществляют передачу результатов выполненных работ, а также не оказывают услуг какому–либо лицу, их доходы и вознаграждения не являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг), то есть у арбитражных управляющих в делах о банкротстве отсутствует реализация, признаваемая таковой в порядке пункта 1 статьи 39 Кодекса (постановления ФАС Уральского округа от 24.08.2006 № Ф09–7268/06–С2 по делу № А50–4527/06 и от 27.02.2008 № Ф09–640/08–С2 по делу № А76–1532/07).
Кроме того, в статье 250 Кодекса, содержащей исчерпывающий перечень внереализационных доходов, не поименованы доходы от деятельности арбитражных управляющих в делах о банкротстве.
Следовательно, у арбитражных управляющих в делах о банкротстве отсутствует объект налогообложения, определяемый при УСНО.
Также на основании писем Минфина РФ от 06.09.2001 № 04–03–18/44, от 30.10.2001 № 04–03–11/142 и вышеприведённой судебной практики арбитражные управляющие в части доходов и вознаграждений от их деятельности в делах о банкротстве не являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, несмотря на то, что такие операции не поименованы в статье 149 Кодекса.
Таким образом, поскольку арбитражные управляющие в части доходов от их деятельности в делах о банкротстве подлежат налогообложению НДФЛ, то у них возникает обязанность по представлению налоговой декларации формы № 3–НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим календарным годом в налоговый орган по месту жительства (статьи 216, 229 Кодекса). В листе «В» данной декларации следует заявить доходы и расходы от деятельности в делах о банкротстве.
Для решения вопроса о допустимости при определении налоговой базы по НДФЛ учёта тех или иных расходов арбитражного управляющего, в том числе произведённых с расчётного счета, открытого им в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо четко определиться, какие из этих расходов направлены на проведение процедур банкротства и должны быть скомпенсированы за счет средств должника, а какие не имеют непосредственного и прямого отношения к таким процедурам и могут учитываться при определении налоговой базы по НДФЛ.
Это связано с тем, что в силу статей 20.6 и 20.7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий имеет право на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесённых им при исполнении возложенных на него обязанностей в делах о банкротстве, и эти расходы осуществляются за счет средств должника.
Что касается исчисления и уплаты авансовых платежей по НДФЛ, то здесь необходимо отметить следующее.
Как установлено статьей 227 Кодекса, при появлении в течение года у налогоплательщика доходов, полученных от предпринимательской деятельности или частной практики, такие налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде.
В этом случае на основании самостоятельно определенной арбитражным управляющим в налоговой декларации формы № 4–НДФЛ суммы предполагаемого дохода, налоговый орган исчислит авансовый платеж и направит ему налоговое уведомление.
Начать дискуссию