Основными задачами подразделения досудебного аудита, начиная с момента их создания в 2006 году, заключаются в: улучшении качественной составляющей работы налоговых органов в целом; организации надлежащего реагирования на допущенные ведомственные нарушения, выявленные в ходе урегулирования налоговых споров; сокращения числа споров с участием налоговых органов в арбитражных судах.
Таким образом, в налоговом законодательстве закреплен досудебный порядок обжалования налогоплательщиком решений о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности в вышестоящий налоговый орган, что создает гарантии соблюдения прав налогоплательщиков путем дополнительной проверки обоснованности и законности принятого Инспекцией решения.
Согласно официально опубликованным данным Высшего Арбитражного Суда РФ в целом по России ежегодно на 15-20 % снижается количество судебных дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов.
За 9 месяцев 2011 года по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок возражения удовлетворены в 63,9 % случаях, жалобы налогоплательщиков в 34,2 % случаев признаны обоснованными полностью либо частично. В суммовом выражении по результатам рассмотрения возражений за 9 месяцев 2011 года удовлетворено 18,1 % требований, при рассмотрении жалоб вышестоящим налоговым органом 2,1 % требований налогоплательщиков.
Приведенные показатели свидетельствуют об объективном рассмотрении жалоб налогоплательщиков и разбирательстве материалов жалобы по существу в каждом отдельном случае.
Следует учитывать, что статьей 137 НК РФ закреплено право каждого налогоплательщика обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
При оспаривании решений о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении), вынесенных по итогам налоговой проверки, Налоговый кодекс РФ предусматривает обязательную процедуру досудебного обжалования споров.
В иных случаях, в том числе при оспаривании действий или бездействий должностных лиц налоговых органов налогоплательщик вправе как подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, так и обратиться с иском в суд.
Однако обжалование и рассмотрение споров в досудебном порядке имеет для налогоплательщиков ряд преимуществ.
Преимуществами досудебного порядка обжалования являются его простота, оперативность рассмотрения, отсутствие уплаты государственной пошлины, возможность определить позицию вышестоящего налогового органа, что при отрицательном результате рассмотрения позволит лицу, подавшему жалобу, основательно подготовиться к судебному рассмотрению.
Таким образом, в налоговом законодательстве закреплен досудебный порядок обжалования налогоплательщиком решений о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности в вышестоящий налоговый орган, что создает гарантии соблюдения прав налогоплательщиков путем дополнительной проверки обоснованности и законности принятого Инспекцией решения.
Согласно официально опубликованным данным Высшего Арбитражного Суда РФ в целом по России ежегодно на 15-20 % снижается количество судебных дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов.
За 9 месяцев 2011 года по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок возражения удовлетворены в 63,9 % случаях, жалобы налогоплательщиков в 34,2 % случаев признаны обоснованными полностью либо частично. В суммовом выражении по результатам рассмотрения возражений за 9 месяцев 2011 года удовлетворено 18,1 % требований, при рассмотрении жалоб вышестоящим налоговым органом 2,1 % требований налогоплательщиков.
Приведенные показатели свидетельствуют об объективном рассмотрении жалоб налогоплательщиков и разбирательстве материалов жалобы по существу в каждом отдельном случае.
Следует учитывать, что статьей 137 НК РФ закреплено право каждого налогоплательщика обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
При оспаривании решений о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении), вынесенных по итогам налоговой проверки, Налоговый кодекс РФ предусматривает обязательную процедуру досудебного обжалования споров.
В иных случаях, в том числе при оспаривании действий или бездействий должностных лиц налоговых органов налогоплательщик вправе как подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, так и обратиться с иском в суд.
Однако обжалование и рассмотрение споров в досудебном порядке имеет для налогоплательщиков ряд преимуществ.
Преимуществами досудебного порядка обжалования являются его простота, оперативность рассмотрения, отсутствие уплаты государственной пошлины, возможность определить позицию вышестоящего налогового органа, что при отрицательном результате рассмотрения позволит лицу, подавшему жалобу, основательно подготовиться к судебному рассмотрению.
Отдел налогообложения юридических лиц УФНС России по Псковской области
Начать дискуссию