Вопрос.
Я проживаю в многоквартирном пятиэтажном доме в Полазне. Недавно нам пришел налог на придомовую землю. Видимо наши, местные власти сами ввели этот налог. Размер налога у всех разный. Никаких документов нам не показывали. Согласия не спрашивали. Ответьте, пожалуйста, что это за налог? Или это самоуправство местной власти?
Ответ.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании ст. 387 главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
На основании п. 4 ст. 391 Кодекса налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 1 ст. 394 Кодекса предусмотрено, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные или реконструированные после введения в действие Жилищного кодекса, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64 право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом, на основании ст. 392 Кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (п. 1 ст. 37 Жилищного кодекса).
Обращаем внимание, что в соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Согласно п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 № 12-П положения, предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, то налогоплательщиками земельного налога признаются собственники жилых и нежилых помещений этого дома.
Согласно представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю сведений:
- собственниками квартиры, расположенной по адресу заявителя с 23.10.2003 являются гражданин К.(заявитель), (доля в праве ½) и гражданин Т (член семьи заявителя), (доля в праве ½);
- площадь земельного участка под домом с кадастровым номером 59 18 0020401 34 составляет 7634;
- кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет – 38 951 721,6 рублей.
Муниципальным учреждением Администрация Полазненского городского поселения 01.02.2011 предоставлены сведения о размере доли в праве по земельному участку, на котором расположен этот многоквартирный дом.
Согласно п.п. 2.1 п. 2 Решения Думы Полазненского городского поселения от 29.09.2009 №151 «Об утверждении ставок земельного налога в Полазненском городском поселении на 2010 год» налоговая ставка для земель занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства установлена в размере 0,3 процента.
На основании представленных сведений ИФНС России по г. Добрянке Пермского края (далее – Инспекция) произведено исчисление земельного налога за 2010 год по земельному участку, на котором расположен указанный многоквартирный дом по сроку уплаты 01.11.2011 гражданину К (заявителю), в сумме 628,25 рублей.
Расчет: 38 951 722 (кадастровая стоимость) * 1/186 (доля в праве) * 0,3% (ставка налога) = 628,25 рублей.
Таким образом, расчет предъявленных сумм земельного налога за 2010 год произведен Инспекцией в соответствии с представленными сведениями.
Уведомления на уплату указанного налога, как следует из обращения, получено.
По данным информационных ресурсов Инспекции обязанность по уплате указанного налога по сроку уплаты не позднее 01.11.2011 не исполнена.
В связи с этим Управление предлагает, изыскать возможность для исполнения обязанностей, предусмотренных ст. 19 Кодекса, по уплате исчисленных и предъявленных сумм налога с учетом пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки (п. 4 ст. 75 Кодекса).
В целях самоконтроля исполнения обязанностей по уплате налога и пени можно воспользоваться Интернет сервисом «Узнай свою задолженность» на сайте ФНС России (www.nalog.ru) или Управления (www.r59.nalog.ru).
Начать дискуссию