Федеральными законами от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон №161-ФЗ) и от 27.06.2011 №162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее – Закон №162-ФЗ), которым предусматривается внесение изменений более чем в 20 законодательных актов РФ, призванных обеспечить базу для реализации нового Закона, заложена основа формирования целостной национальной платежной системы в России. Оба Закона вступили в силу с 29 сентября 2011 года (за исключением некоторых положений).
Закон №161-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в т.ч. осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.
По замыслу законодателя национальная платежная система будет представлять собой совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи (при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством РФ), операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы), а в 2014 - 2015 гг. должна быть окончательно создана единая национальная система расчетов, предоставляющая услуги по срочным и несрочным платежам всем участникам платежной системы Банка России.
Наряду с другими нововведениями, в отношении платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон №103-ФЗ), банковских платежных агентов (субагентов), осуществляющих деятельность в соответствии с Законом №161-ФЗ, введена обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), обязательному использованию платежными агентами, поставщиками услуг, банковскими платежными агентами (субагентами) специальных банковских счетов для осуществления расчетов.
Законодатель, пытаясь противостоять «теневому» обороту наличных денежных средств, новыми законами обязал платежных агентов и банковских платежных агентов (субагентов) использовать специальные банковские счета для зачисления в полном объеме полученных наличных денег и осуществления расчетов.
Согласно Закону №103-ФЗ оператор по приему платежей также является платежным агентом и, соответственно, обязан использовать специальный счет, кроме того, поставщик услуг должен использовать специальный счет для осуществления расчетов с платежным агентом при приеме платежей. При этом поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Необходимо обратить внимание на то, что законодатель установил исчерпывающий перечень операций, которые могут осуществляться по специальным счетам, и установил прямой запрет на осуществление иных операций.
Раньше обязанность применять отдельный банковский счет также была предусмотрена, однако отсутствовала ответственность за его неприменение. После вступления в силу Закона №162-ФЗ за нарушение требований об использовании специальных счетов введена административная ответственность (часть 2 статьи 15.1 КоАП РФ).
В настоящее время налоговыми органами республики проводятся мероприятия по контролю за соблюдением участниками рынка «моментальных» платежей (субъектами платежной системы) требований действующего законодательства, в том числе – в части открытия специальных банковских счетов.
Начать дискуссию